Обучение 22.06.2020
Формы семейного образования

При переходе на семейное обучение родители задумываются не только о том, каким образом будет выстраиваться процесс обучения ребенка, но и том, как изменится жизнь семьи с исчезновением школы как традиционного элемента организации времени и образования учащегося. Очень важно на этом этапе выстроить определенную парадигму жизни и развития ребенка, понять, какой именно вариант семейного обучения подойдет именно вам. Расскажем о наиболее распространенных формах семейного образования с разной степенью включенности родителей в учебный процесс ребенка:

Школа дома

Этот вариант наиболее приближен к тому, каким образом процесс обучения осуществляется в школе. Здесь мы можем смело поставить знак равенства между понятиями «родитель» и «учитель». Родители, выбравшие эту концепцию семейного образования, берут на себя все функции учителя — составляют календарно-тематический план, самостоятельно обучают ребенка всем или большинству предметов, доверяя сторонним специалистам (репетиторам, частным учебным заведениям, онлайн-школам) только те предметы, которые не в состоянии преподать самостоятельно. Такой вариант выстраивания семейного обучения предполагает, что родитель включен в процесс не просто настолько же полно, как и школьник, а даже больше: ведь именно на его плечи ложится подготовка каждого урока и постоянный контроль знаний ребенка. В качестве плюса такого подхода можно выделить то, что родитель целиком и полностью контролирует процесс усвоения знаний. Основные минусы заключаются в том, что в этой парадигме достаточно сложно развивать в ребенке самостоятельность, а также в количестве времени, затраченном родителем на организацию обучения ребенка (в данном случае это минимум шесть часов в день).

Тьюторство

Тьюторство или менторство предполагает меньший уровень включенности родителя в образовательный процесс. В этом случае нельзя сказать, что родитель оказывается полноценным учителем для своего ребенка, он скорее является его наставником, помогающим придерживаться выбранного пути. Первый шаг родителя-тьютора — это совместное с ребенком составление долгосрочного плана развития (не только по конкретным предметам, но и в жизни целиком). Ребенок и родитель вместе выбирают цели, которых хотят достичь и составляют пошаговый план их реализации. Далее задача родителя — поддерживать ребенка, помогая ему осуществлять план и выбирая ресурсы, инструменты и специалистов, способных помочь ребенку выполнить намеченное. В данном случае уделяет меньше времени образованию ребенка (он больше занимается самостоятельно, посещает частные учебные заведения, онлайн-школы или репетиторов), а значит не может на сто процентов контролировать его. Здесь также важно выбрать верную траекторию развития, с одной стороны не навязывая ребенку собственного мнения, а с другой приближая к реальности его мечты и цели. Менторство как парадигма семейного образования подразумевает большое доверие между родителем и ребенком и способность пойти на компромисс.

Анскулинг

Анскулинг — такой метод семейного образования, в котором главная роль отводится самому ребенку. Речь здесь идет о том, что ребенок самостоятельно выбирает приоритеты своего обучения, решает, чем и когда он будет заниматься. Анскулинг целиком ориентирован на интересы и предпочтения самого ребенка. Этот подход, пожалуй, кажется наиболее спорным: может ли ребенок самостоятельно выбрать то, что действительно будет полезно для его развития, расставит ли приоритеты так, что получит хорошее образование? Но не стоит путать понятия «анскулинг» и «вседозволенность». Безусловно, родитель должен контролировать и корректировать выбор ребенка, но в отличие от тьюторского подхода анскулинг подразумевает ориентирование на краткосрочный запрос ребенка в каждый конкретный момент, большую степень творчества и использование среды, окружающей ребенка, как инструмента обучения. Конечно, родитель, выбравший анскулинг, более других рискует сделать большое количество ошибок в образовательном процессе. Однако этот эксперимент может принести прекрасные плоды в семьях, в которых растут увлеченные каким-то делом одаренные дети.

Отдельно отметим, что три перечисленных подхода не всегда исключают друг друга, более того, на разных этапах развития ребенка могут хорошо работать инструменты разных подходов. Также их можно совмещать, регулируя в зависимости от потребностей ребенка и родителя.

Онлайн-школа № 1 в семейном образовании

Благодаря гибкой системе и возможности разных уровней вовлеченности в учебный процесс Онлайн-школа № 1 может послужить хорошим подспорьем при выборе любой формы семейного образования. Мы можем предложить несколько уровней обучения, начиная от простого предоставления доступа к нашим видеоурокам и тестам, и заканчивая полным сопровождением всего образовательного маршрута с глубокой индивидуальной работой с ребенком.

Поступить в школу
Поступите в школу и начните получать
знания у лучших преподавателей страны.
Оставьте заявку, и мы свяжемся
с вами для консультации.