Психология 24.09.2021
Ребёнок не может сконцентрироваться на уроках. Как помочь?

«Каждый раз, когда мы садимся за уроки, он старается минут 10, а потом начинает постоянно отвлекаться».

«Домашнее задание делает вся семья вместе. Потому у неё не получается долго держать внимание, когда сложный материал. А мне тоже порой тяжело, и я не знаю, что делать».

«Он невнимательный. Он ничего не хочет. Он устаёт. Поэтому он ничего не делает».

Многие родители сейчас могут подумать: «Да это же про моего ребёнка!» Действительно, по статистике примерно 90% запросов к детским психологам от родителей касаются работы с вниманием.

Чтобы понять, как помочь ребёнку концентрировать внимание на одном виде деятельности, необходимо для начала разобраться, что же такое внимание.

Что такое внимание?

Внимание — это процесс выбора информации, которая поступает из внешнего мира. Когда происходит концентрация внимания на одном виде деятельности, другая информация, которая передаётся посредством органов чувств, игнорируется.

Внимание — это важный процесс, и с ним связаны все этапы обработки информации.

Информация поступает — человек уделяет ей внимание и изучает её — происходят обработка и запоминание.

Если внимание было коротким, возможно, информация запомнится хуже.

Виды внимания:

  • Непроизвольное — человек обращает внимание не специально, это происходит само собой;
  • Произвольное — для того, чтобы сконцентрироваться на чём-то, человеку нужно приложить усилия специально;
  • Послепроизвольное — то внимание, которое остаётся после первых приложенных усилий, т.е. человек уже не чувствует напряжения при попытке сконцентрироваться на выбранном объекте;

Когда взрослые делают какую-то работу, они понимают, что нужно приложить усилия, чтобы заинтересоваться, потому что осознают, для чего это необходимо: для работы, для развития, это принесёт какие-то видимые плоды и результаты. Именно поэтому взрослый может контролировать своё внимание самостоятельно, осознанно и довольно долго.

Но ведь бывают такие моменты, когда отыскать желание и мотивацию внутри себя бывает сложно. Все взрослые с этим сталкивались, не так ли?

Почему? Потому что кроме необходимой информации человеку в мозг поступает ещё и много другой, оттого сложно выделить приоритеты и «отсечь лишнее».

У ребёнка всё происходит так же, однако навык самоконтроля ещё только формируется, поэтому самостоятельно найти мотивацию к действию бывает труднее.

Внимание школьника

«Сейчас время делать домашнее задание, а на улице лето, тепло, и все друзья гуляют. Зачем мне вообще это нужно?»

«Я сажусь за уроки, а в соцсетях пришло новое сообщение».

«Мне тяжело, я не понимаю, я не хочу делать».

Если человеку психологически сложно что-то делать, то он не может расслабиться, снять напряжение и просто наслаждаться процессом (как должно происходить в процессе послепроизвольного внимания). Это достаточно объективные и понятные проблемы, найти решение которых бывает непросто.

Так что же делать?

 

Наблюдать

Если ребёнку сложно сконцентрироваться на уроках, то родителям необходимо посмотреть со стороны на то, что происходит до того, как ребёнок садится за уроки, в какое время и с каким предметом ему тяжелее всего справляться. Стоит также обратить внимание на отношения в школе — с одноклассниками и учителем. Для более точного и объективного наблюдения лучше вести дневник несколько дней и отмечать все важные моменты.

 

Обсудить режим

Сон школьника

После наблюдения важно обратить внимание на режим. Высыпается ли ребёнок? Как много у него дополнительных занятий? Есть ли в его расписании время на отдых? Есть ли в расписании время на выполнение домашних заданий?

 

Снизить нагрузку и выделить акценты

Если ребёнку становится сложно концентрироваться на уроках не всегда, а в конкретный период жизни, то, вероятно, пора снизить нагрузку и уделить внимание отдыху, общению и только главным делам. Возможно, ребёнок может какое-то время выполнять домашнее задание только по тем предметам, которые даются ему с трудом или освободить время за счёт отказа от дополнительных занятий.

 

Воспользоваться помощниками

Если удерживать внимание получается 5 минут, можно предложить ребёнку поставить вместе таймер на 6 минут. Дальше он может выпить стакан воды, отдохнуть 3 минуты или продолжить занятия.

Также часто детям сложно усидеть на месте — кто-то часто выходит в туалет, кто-то всё время качается на стуле, кто-то просто убегает. Чтобы снизить нагрузку и помочь телу быть в тонусе, можно положить на стул специальную подушку-балансир.

 

Отмечать хорошее

Отмечать хорошее

Всем людям бывает сложно делать то, что не нравится. Выполнение домашних заданий редко бывает желанным и лёгким занятием. Поэтому очень важно хвалить ребёнка за то, что получается, помогать и поддерживать там, где трудно.

 

Следить за физическим состоянием

Трудности с концентрацией внимания могут быть связаны и с физиологическими процессами в организме. Особенно осенью и весной важно помнить о витаминах, есть еду, богатую полезными макроэлементами, следить за балансом воды в организме.

Помните, что ребёнок никогда не бывает «просто невнимательным» или «просто рассеянным». На всё есть свои причины.

Поступить в школу
Поступите в школу и начните получать
знания у лучших преподавателей страны.
Оставьте заявку, и мы свяжемся
с вами для консультации.