Но нужно ли вообще помогать ребенку с домашкой? И в каких случаях делать это категорически не стоит? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Домашка – для большинства родителей
Для начала немного статистики. Сколько же родителей участвуют в выполнении домашних заданий? К сожалению, мы можем опираться только на данные исследования 2018 года, но вряд ли за прошедшее время что-то сильно изменилось.
Так, по результатам опроса, 70% родителей делают домашку вместе с ребенком. А на вопрос «Приходилось ли вам делать уроки вместо своих детей?» утвердительно ответили аж 56% респондентов. То есть, больше половины родителей! Чаще всего, признаются они, помогать приходится с математикой, русским языком и иностранным.
И только около трети участников опроса высказались в пользу того, что домашнюю работу школьник должен делать самостоятельно.
О причинах чрезмерного участия
Самая распространенная причина — стремление к совершенству. Только исходит оно не от ребенка, а от взрослых. Очень часто родители переживают, что ребенок не справится или получит плохую оценку, а значит нужно проконтролировать или вообще сделать самому.
Вполне возможно, что такой подход действительно увеличивает количество пятерок в дневнике ребенка. Вот только на уровне знаний школьника это может отражаться пагубно.
Бывают, конечно, и другие ситуации: слишком большой объем домашки, высокая сложность или просто отсутствие навыков самостоятельности у ребенка. Но со всем этим разбираться нужно уже индивидуально.
Когда помощь необходима?
Вообще, прививать навыки самостоятельности нужно еще до школы. Давайте ребенку простые поручения, позволяйте принимать решения по каким-то вопросам. Тогда к школе у него уже будут базовые умения, вам останется только помочь первокласснику привыкнуть к новому формату.
Когда ребенок только пошел в первый класс, помощь однозначно нужна. Ведь он еще не знает и не понимает, что и как нужно делать.
Сначала первокласснику нужно полностью объяснять задания и показывать последовательность действий. Затем стоит переходить к совместной работе: ребенок делает, вы находитесь рядом и всячески помогаете. Третий этап — самостоятельное выполнение заданий школьником, родитель только проверяет и контролирует процесс. С таким подходом со временем у ребенка появятся необходимые навыки самодисциплины.
Еще один важный момент — помогать нужно, если ребенок об этом попросил. И то дозированно.
«Я ничего не понимаю и не знаю, как делать», — с таким заявлением сталкивался, наверное, каждый родитель. Неправильная реакция состоит в том, чтобы в этот момент молча сделать задание за ребенка. Еще хуже, если вы начнете раздражаться и критиковать.
А вот успокоить ребенка, разобраться, что именно ему непонятно, а затем подсказать нужное направление — лучший вариант, если вы хотите приучить ребенка к самостоятельности, сохранив при этом доверительные отношения. Возможно, растолковывать придется не один раз, но в конечном итоге результат вас порадует.
Как делать не нужно
Во-первых, полностью делать домашнюю работу за ребенка все-таки нельзя. Даже если вам кажется, что сам он не справится или не успеет. Ваша задача — только помочь, если у школьника действительно возникли сложности. Иначе могут возникнуть серьезные пробелы в знаниях или вообще нежелание что-то делать. А зачем, если работа все равно будет выполнена кем-то другим?
Во-вторых, не стоит навязчиво контролировать ребенка. Или давать непрошенные советы, предлагать ему помощь, когда он не просил об этом. Тем самым вы может напрочь отбить мотивацию или пошатнуть веру школьника в свои силы.
В-третьих, не нужно акцентироваться только на отметках. Ребенок что-то делал, старался, но ошибся и получил плохую оценку. В этом случае его нужно поддержать, но никак не критиковать или начинать делать домашку за него. «Ты все делаешь плохо» — это жирный крест на всех стремлениях школьника и, возможно, ваших доверительных отношениях с ним.
Мотивируем ребенка правильно
А как быть, если ребенок вообще не проявляет интереса к учебе? Если домашние задания выполняются «из-под палки», а сама тема становится источником постоянных конфликтов в семье?
Важно правильно мотивировать ребенка и создать комфортные условия для учебы. Дадим несколько рекомендаций, как поладить со школьником в сложных случаях:
- поговорите с ребенком. Простыми словами объясните, зачем вообще делать домашнюю работу. Не стоит вдаваться в разговоры о далеком будущем, карьере и вообще жизненном пути. Для учащихся начальных классов это пока слишком иллюзорно. Правильнее сказать, что домашка сделает его еще более умным и сильным, поможет сделать пребывание в школе простым и интересным;
- создайте условия. В идеале у ребенка должна быть своя комната с рабочим столом, удобным креслом и всеми необходимыми принадлежностями. Но даже если комнаты нет, нужно выделить отдельное пространство, где никто и ничто не будет отвлекать от занятий;
- установите временные рамки. Не заставляйте школьника садиться за уроки по возвращении домой — отдых тоже нужен. Но можно договориться, что ребенок выполняет домашнюю работу с 14 до 17 часов, например. Это будет мотивировать делать быстро и качественно, чтобы потом быть свободным;
- дополнительно мотивируйте. Если ребенок все равно не хочет учиться, можете предложить ему какую-то систему поощрений. Сделал вовремя и качественно — можешь подольше поиграть в игру, к примеру. А вот давать деньги точно не стоит.
И самое главное — любите вопреки всем сложностям. Не позволяйте школьнику думать, что плохие отметки влияют на ваше отношение к нему. Ведь оценки всегда можно исправить, а вот вернуть доверие ребенка может быть крайне сложно.