О каких же фильмах речь? И как это будет выглядеть? На вопросы ответил известный режиссер Карен Шахназаров. Кстати, он же один из авторов перечня фильмов для школьников.
Станет ли больше уроков?
Сразу успокоим: отдельной дисциплины по киноискусству не будет, как и дополнительных часов внеурочки. Вместо этого фильмы, уже ставшие классикой, интегрируют прямо в учебный план по отдельным предметам.
«У меня было совещание с представителями [Минпросвещения], и они уже сейчас будут внедрять эту школьную программу через, пока, уроки истории, литературы, другие там будут. То есть эти картины уже войдут в систему обучения. Но не как отдельный предмет, а как образовательная часть других предметов. У них система, пока внедрить сразу как предмет с 1 сентября сложно. Но уже этот процесс, как говорится, пошел», — рассказывает режиссер.
По его мнению, такое визуальное сопровождение станет отличной иллюстрацией событий разных эпох. Да и просто разбавит скучную рутину уроков.
Хотя нельзя исключать, что когда-нибудь в будущем появится и отдельная дисциплина. Но только при условии разработки учебных пособий и переподготовки педагогов под новые задачи и методики.
«На это нужно время. Но самое главное, что министерство просвещения уже даже практически с этого года хочет внедрять это уже в систему, чтобы хотя бы дети так или иначе смотрели эти картины», — добавил Шахназаров.
Как составляли белый список?
Вряд ли кого-то удивит, что основу списка составила классика советского и российского кинематографа. Особый акцент — на киноленты по произведениям литературы отечественных авторов и писателей.
«Русская литература прежде всего апеллирует к классике, и, как говорится, понятно, что там изучают Гоголя, Толстого, Достоевского и прочее, прочее. <...> По этому принципу мы и составили, взяли картины 50 крупных мастеров», — пояснил режиссер.
Конечно, кино не заменит чтение. Но поможет глубже погрузиться в материал.
Какие фильмы вошли в перечень?
Здесь и фильмы для семейного просмотра, и комедии, и сложные философские картины. Для примера приведем здесь несколько кинолент из списка:
• «Берегись автомобиля» (1966);
• «В бой идут одни старики» (1973);
• «Вий» (1967);
• «Гардемарины, вперед!» (1987);
• «Гусарская баллада» (1962);
• «Дворянское гнездо» (1969);
• «Дядя Ваня» (1970);
• «Иван Васильевич меняет профессию» (1973);
• «Курьер» (1986);
• «Место встречи изменить нельзя» (1979);
• «Мы из джаза» (1983);
• «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976);
• «Обыкновенное чудо» (1978);
• «Солярис» (1972);
• «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
Современных фильмов и новинок мирового кино в списке почти нет. С другой стороны, блокбастеры школьники посмотрят и дома, так пусть хоть в школе с классикой знакомятся.
Коротко о главном
Всего в перечень одобренных картин вошли 100 кинолент, которые постепенно будут интегрированы в учебную программу российских школ. Что важно, просмотр этих фильмов — это не обязанность, а лишь рекомендация. Финальное решение остается за педагогами и школами.
И, конечно, речь не одет о замене традиционных методов обучения просмотром фильмов. Кино должно стать лишь интересным визуальным дополнением к стандартным учебным программам.
Советуем к прочтению: Какие предметы пригодятся школьникам, мечтающим о карьере и бизнесе - опрос
Фото: freepik.com