Назад
3 июня 2025 г.

Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?

Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?
Конфликт ребенка с учителем — это всегда очень сложная и неприятная ситуация. И родители часто не понимают, как на нее реагировать. Нужно ли вмешиваться или лучше просто не обращать внимания?

Об этом сегодня и будет рассказывать психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

«Конфликтные ситуации в нашем мире — не редкость. И все мы сталкиваем», — подчеркивает психолог.

Как же помочь ребенку? Ведь конфликты с педагогами могут сильно снизить мотивацию и вообще отбить желание учиться. Да и вообще, такие ситуации плохо влияют на физическое и эмоциональное состояние. Для начала нужно понять, что провоцирует подобные конфликты.

Почему возникают конфликты?

Есть несколько типичных причин, которые приводят к недопониманиям и возникновению напряженности между учителем и учеником:

• низкая успеваемость ребенка;

• неудовлетворенность подачей материала;

• отсутствие интереса к предмету;

• нарушение дисциплины учеником;

• авторитарность учителя;

• личные причины. Здесь имеем ввиду индивидуальные особенности характера одного из участников конфликта, которые и провоцируют неприятные ситуации. Например, грубость или агрессивность;

• проблемы в семье, которые мешают нормальной жизни;

• отсутствие уважения и коммуникативные проблемы;

• оценивание ребенка не по знаниям, а лишь по отметкам.

Причин на самом деле множество, а виновником конфликта может быть как ребенок, так и сам педагог.

Как вести себя родителям?

«Прежде всего следует обратить внимание на возраст. Ребята в начальной школе, как правило, стремятся понравиться учителю. И, конечно, начинают переживать, когда педагог обращает на них недостаточно внимания. Например, не всегда спрашивает, если ребенок тянет руку», — рассказывает Кира Владимировна.

В этом случае ребенку просто нужно доступно объяснить, что педагог — это не вторая мама, его задача — только учить.

А вот в младшем и старшем подростковом возрасте конфликты приобретают более острый характер. Ведь дети в этом возрасте более агрессивно отстаивают свою позицию и начинают спорить с учителем. Естественно, такие ситуации доходят до родителей. И важно правильно отреагировать на них.

Если виноват ребенок

Всем знакома ситуация, когда ребенок приходит из школы и рассказывает, какая учительница плохая и как она его отругала. Ни за что, конечно же. Но в ходе выяснения подробностей выясняется, что учительница как раз была права. А вот ребенок вел себя неподобающе.

«Тут важно в мелких деталях выяснить все подробности и проговорить с ребенком, кто и в чем не прав», — говорит психолог.

Когда виноват учитель

Если причина конфликта все же на стороне педагога, не стоит тут же бросаться в школу и устраивать разнос. Для начала поговорите с учителем. Возможно, он признает свою неправоту и извинится.

Но может быть и так, что педагог начнет отстаивать собственную позицию. В этом случае постарайтесь донести до учителя, что именно было сделано неправильно и почему школьник сильно обеспокоен сложившейся ситуацией. Ребенку же объясните, что все люди могут ошибаться.

«Важно, чтобы после всего случившегося ребенок не потерял уважения к учителю и не стал относиться к нему как к врагу», — объясняет специалист.

Ребенок неверно оценил ситуацию

Вот школьник возвращается из школы и рассказывает о конфликте, который произошел между ним и учителем. Вот только педагог вообще не знает, что такая ситуация имеет место.

Неосторожно брошенное замечание, оценка на балл ниже — все это может изменить отношение ученика к учителю. Поэтому очень важно разобраться во всех деталях ситуации и только потом начинать действовать.

Что делать с конфликтом?

А теперь попробуем все сказанное превратить в пошаговое руководство, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

1. Обсудите конфликт. Выясните у ребенка все подробности. Возможно, такое уже было? И даже длилось какое-то время?

2. Узнайте, кого ребенок считает виновным. Не бросайтесь обвинениями в чей-то адрес. Займите позицию беспристрастного судьи.

3. Объясните ребенку, что сейчас главное — разрешить конфликт. И чтобы больше он не повторялся.

4. Найдите время для разговора с педагогом. Не бросайтесь обвинениями и претензиями, постарайтесь услышать позицию учителя. Если он обвиняет ребенка в чем-то (плохое поведение, низкая успеваемость), попросите привести конкретные примеры. Дайте понять, что вы готовы к разрешению конфликта.

5. Сделайте выводы. Продумайте стратегию, которая поможет ребенку избежать проблем в будущем. Приведем пример. Школьнику совершенно не интересен предмет, и он открыто демонстрирует это педагогу. В этом случае можно найти альтернативные способы изучения дисциплины, онлайн-уроки к примеру.

Важно! Если причина конфликта в плохом поведении школьника, понаблюдайте за ним. Не кроется ли за этим серьезное психологическое неблагополучие? Возможно, нужна помощь психолога? Или просто больше внимания?

А дальше вам остается лишь контролировать ситуацию. Если конфликт исчерпан, просто наблюдайте. Изменилось ли поведение ребенка? Стал ли он лучше относиться к учителю? А учитель к нему? Поинтересуйтесь теми же вопросами у педагога.

Учитель должен быть союзником, а не врагом. И тогда ребенку легче дастся весь школьный путь», — напутствует Кира Гольдштейн.

| Рекомендуем к прочтению: Почему родительские чаты превращаются в поле боя и как этого избежать

Фото: freepik.com