Назад
16 апреля 2025 г.

Пассивное потребление или активная деградация? Как соцсети влияют на наш интеллект

Пассивное потребление или активная деградация? Как соцсети влияют на наш интеллект
Интеллектуальные способности детей и взрослых неуклонно снижаются по всему миру с середины 2010-х годов. Особенно в странах с высоким уровнем дохода. И хотя пандемия Covid-19 серьезно нарушила образовательный процесс как таковой, деградация человечества началась все же раньше.

По мнению исследователей, во всем виноваты соцсети. При чем здесь они? Рассказываем подробнее.

Биология не при чем

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), у школьников и взрослых в последние годы снижаются способности к концентрации, решению задач и критическому мышлению в принципе.

Результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) свидетельствуют о том, что к 2012 году успеваемость школьников в естественных и других науках достигла своего пика. А затем начала неуклонно снижаться. Похожие симптомы демонстрируют и взрослые. При этом пандемия Covid-19 ускорила этот процесс, но причины явления кроются в доковидных временах.

Людей из разных возрастных групп объединяет одно — им все сложнее концентрироваться на чем-то и изучать новое. Например, в США порядка 35% взрослого населения испытывают трудности с использованием логики и проверкой информации. Также люди все меньше читают — примерно 50% американцев за год не прочли ни одной книги.

Глава отдела исследований Financial Times Джон Берн-Мердок считает, что эта ситуация связана не с изменениями в мозге или другими биологическими факторами, а обусловлена новыми механизмами потребления информации.

Чем плохи соцсети?

Навыки решения задач, счета и общая грамотность людей падают — это факт. Джон Берн-Мердок объясняет это, прежде всего, влиянием социальных сетей. А именно:

  • внедрением новых алгоритмов. На заре своего существования соцсети предполагали активное общение пользователей и контент от живых людей. Сегодня посты и видео в основном отбираются искусственным интеллектом, пользователь же выступает лишь пассивным потребителем информации;
  • новыми текстовыми форматами. Длинных аналитических статей, обзоров и серьезного авторского контента становится все меньше. На смену этим форматам приходят короткие посты и сообщения, написанные простыми словами и предлагающие читателю готовые выводы.
  • уведомлениями. Каждый день мы получаем сотни уведомлений, которые сильно отвлекают и снижают способность к концентрации на чем-то одном.

«Пассивное потребление контента и постоянные прерывания вредят способности обрабатывать вербальную информацию, рабочей памяти и саморегуляции», — подытоживает эксперт FT.

Фото: freepik.com