По мнению исследователей, во всем виноваты соцсети. При чем здесь они? Рассказываем подробнее.
Биология не при чем
Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), у школьников и взрослых в последние годы снижаются способности к концентрации, решению задач и критическому мышлению в принципе.
Результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) свидетельствуют о том, что к 2012 году успеваемость школьников в естественных и других науках достигла своего пика. А затем начала неуклонно снижаться. Похожие симптомы демонстрируют и взрослые. При этом пандемия Covid-19 ускорила этот процесс, но причины явления кроются в доковидных временах.
Людей из разных возрастных групп объединяет одно — им все сложнее концентрироваться на чем-то и изучать новое. Например, в США порядка 35% взрослого населения испытывают трудности с использованием логики и проверкой информации. Также люди все меньше читают — примерно 50% американцев за год не прочли ни одной книги.
Глава отдела исследований Financial Times Джон Берн-Мердок считает, что эта ситуация связана не с изменениями в мозге или другими биологическими факторами, а обусловлена новыми механизмами потребления информации.
Чем плохи соцсети?
Навыки решения задач, счета и общая грамотность людей падают — это факт. Джон Берн-Мердок объясняет это, прежде всего, влиянием социальных сетей. А именно:
- внедрением новых алгоритмов. На заре своего существования соцсети предполагали активное общение пользователей и контент от живых людей. Сегодня посты и видео в основном отбираются искусственным интеллектом, пользователь же выступает лишь пассивным потребителем информации;
- новыми текстовыми форматами. Длинных аналитических статей, обзоров и серьезного авторского контента становится все меньше. На смену этим форматам приходят короткие посты и сообщения, написанные простыми словами и предлагающие читателю готовые выводы.
- уведомлениями. Каждый день мы получаем сотни уведомлений, которые сильно отвлекают и снижают способность к концентрации на чем-то одном.
«Пассивное потребление контента и постоянные прерывания вредят способности обрабатывать вербальную информацию, рабочей памяти и саморегуляции», — подытоживает эксперт FT.
Фото: freepik.com