Попробуем разобраться, почему же старший школьник может отказываться делать уроки и что с этим делать. Ценные рекомендации родителям даст и психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Итак, рассмотрим типичные причины, по которым старшеклассник может не уделять должного внимания домашним заданиям.
Подросток не успевает
Перед ОГЭ и ЕГЭ каждый учитель считает главным именно свой предмет. И задает на дом такое количество заданий, как будто экзамены уже завтра. А ведь при этом у ребенка уже сформирован собственный режим, где есть место увлечениям, спорту, музыке и другим занятиям.
«Но ребенок в старшей школе — это уже практически взрослый человек. И ему, конечно, уже никуда не деться от своих обязанностей. Да и убрать какое-то занятие, как в начальной школе, уже не получится — у подростка есть свое мнение, желания, он идет к своей цели. Соответственно, задача родителей — научить ребенка расставлять приоритеты», — объясняет Кира Владимировна.
Например, можно лояльнее относиться к тому, что ребенок имеет не высший балл по предметам, которые необязательны. Не пошел на физкультуру или забыл форму, из-за чего получил «удовлетворительно», например. Есть ли смысл ругать за это подростка, если он усердно занимается по предметам будущих ОГЭ или ЕГЭ? Наверное, такие приоритеты разумны.
Может быть и так, что ребенок уже путается в объемных домашних заданиях. В этом случае нужно помочь ему выстроить план действий таким образом, чтобы на первом месте были самые важные предметы.
А иногда можно позволить подростку даже немного полениться и, допустим, не доделать какое-то не самое важное задание.
Важно! Если нагрузка объективно чрезмерная, стоит обсудить это с педагогами и сообща прийти к какому-то оптимальному решению.
Просто отказывается делать уроки
Первая мысль практически любого родителя в такой ситуации — подростку просто лень. На самом же деле за нежеланием делать уроки может стоять гораздо больше причин:
- ребенок не уверен в себе;
- он боится реакции родителей;
- подросток просто не понимает, что и зачем он должен делать.
«Конечно, на помощь должны прийти родители. К этому моменту у вас должны быть уже выстроены теплые, доверительные отношения. Поэтому не переставайте объяснять подростку, для чего ему нужно учиться. Говорите о том, что домашнее задание — это его уверенность в собственных силах», — рекомендует психолог.
Естественно, нужно говорить и о том, что вы всегда готовы прийти на помощь, если вдруг у школьника что-то не получается. Такая поддержка может выражаться, к примеру, в организации занятий с репетитором по проблемным предметам.
Школьник делает уроки ночью
Эта проблема возникает в большинстве семей. С одной стороны, родители понимают, что к старшей школе у подростка уже выстроен собственный распорядок дня. Но вот является ли его режим здоровым — это вопрос.
«Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме ребенка, — биоритмами. Если ребенок привык засыпать в определенное время, в 23:00 к примеру, заснуть раньше у него просто не получается уже. И тут на помощь должны опять прийти родители», — говорит Кира Гольдштейн.
Ваша задача — помочь подростку наладить биоритмы, постепенно сдвигая их в нужную сторону и адаптируя ребенка к новому расписанию. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что ребенку сложно проснуться, если он ложится слишком поздно. Поэтому нужно объяснять школьнику важность нормального режима, рассказывать о его взаимосвязи с концентрацией внимания, успеваемостью и в конечном итоге — уверенностью в себе.
Как помочь одиннадцатикласснику?
Особое внимание хочется уделить учащимся выпускного класса. Родители должны помнить: этот год крайне важен для школьника, именно в этот период ребенок делает серьезный шаг в собственную жизнь. Речь ведь не только о выборе экзаменов, но и о чем-то большем — выборе вуза и будущей профессии в целом. Естественно, в 11-м классе у подростка в голове максимальный сумбур. Каша. Даже если он уже со всем определился, в душе все равно остается страх не справиться.
«Поэтому родители вместе с ребенком должны полностью сосредоточиться. Главная задача родителей в этот период — оказывать поддержку любыми способами. Даже если школьник не хочет, чтобы вы принимали участие в его обучении, просто будьте рядом», — советует Кира Владимировна.
Приведем и несколько практических рекомендаций нашего психолога, которые помогут вам и вашему одиннадцатикласснику спокойно пережить непростой год.
- Устраивайте выходные от учебы. Многие родители с этим не согласятся, но такой подход действительно работает. Если ребенок знает, что через три недели в пятницу у него будет выходной, то и учиться в оставшееся время он будет с большим энтузиазмом.
- Учитывайте, что иногда учителя нагнетают обстановку. Например, ребенок не выходит на аттестацию только потому, что у него нет оценок. Подскажите школьнику, что ему нужно делать. Нет ничего плохого и в том, чтобы поговорить с педагогом вместе с ребенком о том, что нужно сделать для аттестации.
- Следите за собственным эмоциональным состоянием. Если у вас плохое настроение или проблемы на работе, не выплескивайте негатив на ребенка. Ведь такие стрессы попросту истощают организм подростка. Естественно, у него не будет оставаться никаких сил на школу.
«Только ваша теплота, ваша поддержка необходима подростку в этот период времени. Вспомните, что вы сами чувствовали тогда. И, конечно, будьте на стороне ребенка. Это для него важно и нужно», — напоминает Кира Гольдштейн.