Назад
10 апреля 2025 г.

Реформа «вышки» в России: новые сроки для базового высшего и углубленной специализации

Реформа «вышки» в России: новые сроки для базового высшего и углубленной специализации
В 2026 году российскую систему образования ждут серьезные реформы. Центральное нововведение — это, конечно же, переход от бакалавриата к специалитету. И хотя ключевые изменения вступят в силу только в следующем году, апробация новых подходов уже началась.

Рассказываем, как продвигается процесс и какие сюрпризы готовят российским студентам.

Базовое высшее: от бакалавриата к специалитету

Общественное обсуждение законопроекта о новой модели высшего образования начнется в ближайшее время, рассказал глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Один из ключевых моментов реформы — возвращение к специалитету. То есть к хорошо известной многим россиянам форме образования, позволяющей выпускникам сразу становиться полноценными специалистами. Как отметил Валерий Фальков, бакалавриат, несмотря на свою популярность, так и не смог обеспечить студентов необходимыми знаниями, навыками и специализацией.

«По многим направлениям бакалавриат так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели», — пояснил министр.

По новым правилам, срок обучения на ключевых направлениях подготовки, таких как инженер, врач, педагог, составит до 5 лет. Хотя у медиков по-прежнему останется ординатура. Но для некоторых отраслей, таких как туризм и сфера гостеприимства, будут внедрены сокращенные программы обучения — 4 года. Инициаторы реформы считают, что новые подходы позволят улучшить подготовку специалистов и сократить необходимость доучивания в магистратуре.

Магистратура: специализация для профессионалов

Магистратура останется важным этапом для тех, кто хочет углубить знания в своей профессии. Но теперь она будет ориентирована на людей с практическим опытом работы.

Программы магистратуры будут осваиваться в университетах и научных институтах, где есть достаточная материально-техническая база и кадры для проведения углубленных исследований.

Аспирантура: новые производственные подходы

Аспирантуре — особое внимание. В отличие от действующей модели, где аспирантура является третьей ступенью высшего образования, после реформы она станет отдельным видом профессионального образования. Главная цель — подготовка ученых и исследователей. А самым важным нововведением, пожалуй, можно назвать создание производственной аспирантуры. Она будет запущена уже в 2025 году в ведущих российских вузах.

Производственная аспирантура предполагает тесное сотрудничество вузов с промышленными предприятиями. В рамках проекта работодатели будут активно участвовать в разработке образовательных программ и в научной работе студентов. Аспиранты смогут работать над прикладными задачами, актуальными для компаний, что повысит их трудовую мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.

Пилотный проект: первые шаги к новой модели

Переход на новую модель образования происходит постепенно. В 2023 году был подписан указ о запуске реформы, а в 2024 году начали работать пилотные проекты. В них участвуют такие университеты, как МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.

Каждое из учебных заведений адаптировало свои образовательные программы к новым требованиям. В МАИ, например, особое внимание уделили подготовке специалистов в области авиастроения и цифровых технологий, а в МИСИС — металлургии и материаловедению. Важно, что в этих вузах программы были разработаны с участием индустриальных партнеров, которые затем примут на работу выпускников.

Итоги: будущее высшего образования

Реформа высшего образования в России обещает серьезные перемены, направленные, с одной стороны, на повышение качества подготовки специалистов, а с другой — на удовлетворение потребности экономики в кадрах. Возвращение к специалитету и создание новых форм обучения, таких как производственная аспирантура, позволят подготовить квалифицированных профессионалов, готовых работать над реальными задачами и проблемами.

В целом же возвращение специалитета должно решить сразу несколько проблем:

  • работодатели будут сразу получать готового специалиста, а не студента, который должен еще доучиваться в магистратуре;
  • студентам не придется тратить дополнительные годы на магистратуру, если их профессия не требует научных изысканий;
  • учебные программы станут более практикоориентированными, особенно в технических и инженерных специальностях;
  • повысится уровень подготовки кадров для ключевых отраслей экономики.

«Переход на новую систему — эволюционный процесс, связанный с совершенствованием системы образования», — резюмировал Валерий Фальков.

Фото:freepik