Повышения уровня знаний учащихся по математике, физике, биологии и химии будут добиваться системно. Поэтому комплексный план содержит несколько тематических разделов, регламентирующих модернизацию преподавания дисциплин естественно-научного цикла на всех уровнях.
Посмотрим, что именно и как планируют улучшать.
От формы к содержанию
Первый раздел плана посвящен обновлению самого содержания дисциплин. Так, планируют модернизировать школьные программы, учебные планы и образовательные стандарты по естественно-научным предметам. Речь идет о математике, окружающем мире, физике, биологии и химии.
Предусмотрена и разработка новых учебников.
Учить педагогов лучше
Следующий раздел рассказывает о мероприятиях, которые позволят повысить качество подготовки самих учителей. И главное — снизить их дефицит, особенно молодых педагогов.
Для этого предлагают внедрять новые программы повышения квалификации, создавать площадки для стажировки студентов педагогических вузов, давать им возможность получить дополнительное образование по своему профилю.
Профориентация школьников: новый уровень
Третий раздел посвящен усилению работы по профориентации школьников. Например, предлагается расширить сеть классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии.
Еще одно направление работы — организация профориентации учащихся на крупных промышленных предприятиях, на базе ведущих вузов и научных институтов.
Предусмотрено и обновление системы олимпиад по дисциплинам естественно-научного цикла.
Новые сценарии и методички
Разработкой методических материалов и сценариев заданий для учащихся займутся лучшие образовательные организации. Об этом говорится в четвертом разделе комплексного плана.
Что за сценарии такие, кстати? Речь про интерактивные задачи, лабораторные и практические работы по биологии, физике и химии.
Управление качеством образования
Актуализации концепций преподавания математики, биологии, физики и химии посвящен пятый раздел плана. Он предполагает анализ действующей системы преподавания и целый комплекс мероприятий по ее модернизации.
Усовершенствовать хотят и систему государственной итоговой аттестации по естественно-научным предметам. Например, предлагается рассмотреть возможность сдачи выпускниками обязательного экзамена по физике, химии или биологии на выбор.
Преподавание по-новому
И, наконец, шестой раздел — совершенствование качества преподавания естественно-научных дисциплин.
Для этого уже с 2026 года планируют ввести обязательное вступительное испытание по физике для всех инженерных специальностей. А еще — обязательные вступительные испытания для будущих педагогов по профилю подготовки с 2027 года.
Оснащение современным оборудованием школ и вузов, где учителя повышают квалификацию — еще один пункт этого раздела.
К чему придем?
Результатом реализации комплексного плана должен стать ежегодный прирост минимум на 10% числа учащихся, углубленно изучающих естественно-научные дисциплины. До 35% должна вырасти и доля одиннадцатиклассников, выбравших ЕГЭ по профильной математике, физике, химии и биологии к 2030 году.
Еще один желаемый итог — доля педагогов по тем же предметам в возрасте до 35 лет к 2030 году должна вырасти до 30%.