Зачем учить математику в школе и как это делать правильно
Содержание:
- Фактор ЕГЭ: задачи вместо понимания
- Вернуть математике славу: попытки и неудачи
- Новые подходы и зачем они нужны
Рост производства, индустриальное общество, развитие технологий — все это характеризует современный мир. А еще в основе этих характеристик в той или иной степени лежит математика. Математика как наука и, следовательно — учебная дисциплина.
Во многом именно система математического образования, существовавшая в СССР, стала залогом взрывной индустриализации и экономического развития страны. Некоторые традиции преподавания дошли и до сегодняшнего дня. Добавились и новые подходы. Но обеспечивает ли новая система такое же качество математической грамотности? Попробуем разобраться.
Фактор ЕГЭ: задачи вместо понимания
Реформы в системе математического образования начались еще в конце прошлого века. А затем, в 2001 году, традиционные устные экзамены в России заменили на формат ЕГЭ. И этот момент можно считать поворотным, ведь изменились сами приоритеты в преподавании математики.
Уровень знаний и умения применять их на практике стал оцениваться только по результатам ЕГЭ. Соответственно, сама цель обучения математике свелась только к необходимости научить школьников решать типовые задачи. А умеют ли они размышлять, анализировать и доказывать — этот вопрос ушел с повестки дня.
Никто не говорит, что решать задачи не нужно. Это тоже ценный навык. Но как быть с самим пониманием основ математики, понятий, теорем? Сможет ли современный школьник доказать математическое утверждение или найти в нем ошибку, привести подходящий пример? Устные экзамены помогали ответить на эти вопросы, сегодня же подходящих инструментов нет.
Конечно же, полностью откатываться к устаревшим форматам не стоит. Но вот найти оптимальное соотношение современных подходов и проверенных традиций было бы полезно.
Тем более, что снижение общего уровня математической подготовки — проблема известная и признанная.
Вернуть математике славу: попытки и неудачи
В 2013 году была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Документ определил основные недостатки в сфере математической подготовки и пути их решения.
Например, были обозначены проблемы мотивационного характера. Речь идет о том, что учащиеся и общество в целом сегодня недооценивают значимость математики и дисциплин естественно-научного цикла. К проблемам содержательного характера отнесли формальный подход к обучению и непонимание потребностей будущих специалистов в математических навыках и знаниях. Нехватка преподавателей тоже нашла отражение в документе.
К сожалению, на практике принятие этой концепции мало повлияло на ситуацию.
Далее, в 2022 году, появились Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная государственная образовательная программа основного общего образования, задающие цели и пути развития школьного математического образования. Но вопросов появилось еще больше.
Новая программа, к примеру, предлагает разделять преподавание математики на базовый и углубленный уровни уже с 7-го класса. Но реально ли точно определить способности школьников к этому времени? И могут ли сами учащиеся на этом этапе объективно оценивать свои склонности и роль математики в их взрослой жизни? Вряд ли.
Еще больше вопросов к разделу программы, посвященной геометрии. Целью ее изучения авторы называют умение использовать знания по предмету для решения задач в практической жизни. Про умение применять логику, аргументировать позицию и доказывать ее в программе речи не идет.
Внимание на эти недостатки обратили и на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики, который проходил на базе МГУ в 2023 году. Там же прозвучали предложения обновить ранее принятую Концепцию и активизировать процесс ее реализации.
Новые подходы и зачем они нужны
Возможно, предложение обновить Концепцию не так уж и плохо. Если к этому процессу будут привлекаться ведущие преподаватели и авторы учебников, ситуация может сдвинуться с мертвой точки.
Также эксперты предлагают отказаться от разделения программ по математике на базовый и углубленный уровень. Вместо этого логичнее разработать учебный план для основного школьного образования и отдельный для классов с углубленным изучением дисциплины.
Среди предложений также конкурсный отбор учебников для школьников и повышение уровня подготовки самих педагогических кадров.
Но главное — повышение популярности математики и естественных наук среди учащихся. Как будущие специалисты они должны осознавать роль математики в окружающем мире и изменениях, происходящих в нем. Ведь именно математика развивает тот тип мышления, который позволяет адаптироваться в современном мире и идти в ногу со временем.