Зачем учить математику в школе и как это делать правильно
Дата публикации
5 ноября 2024
7 мин
Культпросвет

Зачем учить математику в школе и как это делать правильно

Содержание:

Рост производства, индустриальное общество, развитие технологий — все это характеризует современный мир. А еще в основе этих характеристик в той или иной степени лежит математика. Математика как наука и, следовательно — учебная дисциплина.

Во многом именно система математического образования, существовавшая в СССР, стала залогом взрывной индустриализации и экономического развития страны. Некоторые традиции преподавания дошли и до сегодняшнего дня. Добавились и новые подходы. Но обеспечивает ли новая система такое же качество математической грамотности? Попробуем разобраться.

Фактор ЕГЭ: задачи вместо понимания

Реформы в системе математического образования начались еще в конце прошлого века. А затем, в 2001 году, традиционные устные экзамены в России заменили на формат ЕГЭ. И этот момент можно считать поворотным, ведь изменились сами приоритеты в преподавании математики.

Уровень знаний и умения применять их на практике стал оцениваться только по результатам ЕГЭ. Соответственно, сама цель обучения математике свелась только к необходимости научить школьников решать типовые задачи. А умеют ли они размышлять, анализировать и доказывать — этот вопрос ушел с повестки дня.

Никто не говорит, что решать задачи не нужно. Это тоже ценный навык. Но как быть с самим пониманием основ математики, понятий, теорем? Сможет ли современный школьник доказать математическое утверждение или найти в нем ошибку, привести подходящий пример? Устные экзамены помогали ответить на эти вопросы, сегодня же подходящих инструментов нет.

Конечно же, полностью откатываться к устаревшим форматам не стоит. Но вот найти оптимальное соотношение современных подходов и проверенных традиций было бы полезно.

Тем более, что снижение общего уровня математической подготовки — проблема известная и признанная.

Вернуть математике славу: попытки и неудачи

В 2013 году была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Документ определил основные недостатки в сфере математической подготовки и пути их решения.

Например, были обозначены проблемы мотивационного характера. Речь идет о том, что учащиеся и общество в целом сегодня недооценивают значимость математики и дисциплин естественно-научного цикла. К проблемам содержательного характера отнесли формальный подход к обучению и непонимание потребностей будущих специалистов в математических навыках и знаниях. Нехватка преподавателей тоже нашла отражение в документе.

К сожалению, на практике принятие этой концепции мало повлияло на ситуацию.

Далее, в 2022 году, появились Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная государственная образовательная программа основного общего образования, задающие цели и пути развития школьного математического образования. Но вопросов появилось еще больше.

Новая программа, к примеру, предлагает разделять преподавание математики на базовый и углубленный уровни уже с 7-го класса. Но реально ли точно определить способности школьников к этому времени? И могут ли сами учащиеся на этом этапе объективно оценивать свои склонности и роль математики в их взрослой жизни? Вряд ли.

Еще больше вопросов к разделу программы, посвященной геометрии. Целью ее изучения авторы называют умение использовать знания по предмету для решения задач в практической жизни. Про умение применять логику, аргументировать позицию и доказывать ее в программе речи не идет.

Внимание на эти недостатки обратили и на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики, который проходил на базе МГУ в 2023 году. Там же прозвучали предложения обновить ранее принятую Концепцию и активизировать процесс ее реализации.

Новые подходы и зачем они нужны

Возможно, предложение обновить Концепцию не так уж и плохо. Если к этому процессу будут привлекаться ведущие преподаватели и авторы учебников, ситуация может сдвинуться с мертвой точки.

Также эксперты предлагают отказаться от разделения программ по математике на базовый и углубленный уровень. Вместо этого логичнее разработать учебный план для основного школьного образования и отдельный для классов с углубленным изучением дисциплины.

Среди предложений также конкурсный отбор учебников для школьников и повышение уровня подготовки самих педагогических кадров.

Но главное — повышение популярности математики и естественных наук среди учащихся. Как будущие специалисты они должны осознавать роль математики в окружающем мире и изменениях, происходящих в нем. Ведь именно математика развивает тот тип мышления, который позволяет адаптироваться в современном мире и идти в ногу со временем.

Image by freepik

Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Елена Петрова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
5 ноября 2024
Автор публикации
Елена Петрова

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
    на обработку персональных данных
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Топ-6 вещей, которые нельзя запрещать детям
    Профессии завтрашнего дня: какие специальности выбрать школьнику
    Как учить английский язык по фильмам и песням?
    В России более 1000 новых школ уже готовы, еще 400 на подходе
    Аттестат в онлайн-школе
    Что изучают в 5 классе
    Топ-3 осенние поделки в школу
    Синдром Карлсона: у ребёнка появился воображаемый друг — что делать?
    Что такое перевёрнутый урок в онлайн-школе