Отмена Болонской системы в России. Какие изменения ждут будущих студентов?
Содержание: Отмена Болонской системы в России
- Что такое Болонская система
- Какие цели закладывал в основу декларации Болонский процесс
- Болонская система в России
- Что будет дальше: К чему готовиться абитуриентам?
В мае этого года министр науки и образования Валерий Фальков заявил о необходимости пересмотра Болонской системы в России, признав её неэффективной и недостаточно сильной в части предоставления качественного высшего образования. Госдума отреагировала на предложение, отдав большинство голосов за отмену принятых в 2003 году стандартов образования.
По сути, речь идёт о классическом разделении системы высшего образования на «Бакалавриат» и «Магистратуру». Отмена Болонской системы равна пересмотру этих двух направлений и создание новых возможностей для получения базового высшего образования. Сегодня мы поговорим о том, к чему готовиться будущим абитуриентам, насколько отмена системы повлияет на выпускников школ и к чему может привести такое решение в глобальном масштабе.
Что такое Болонская система: Что она давала студентам и выпускникам вузов
В городе Болонье в 1999 году министры 29 стран подписали единую декларацию под названием «Зона европейского высшего образования», реализация декларации во всех странах документируется, как Болонский процесс. Международная декларация регулировала единые требования к системам высшего образования с целью поддержки выпускников разных стран. На данный момент Болонская система успешно внедрена в 49 странах мира.
Под Болонским процессом принято понимать единое образовательное поле, позволяющее интеграцию студентов в разные учебные заведения стран, в которых данный процесс действует. Образовательные стандарты, государственные программы и одинаковые ступени получения высшего образования позволяли студентам доучиваться в вузах других стран, повышать свой опыт и получать дополнительные знания по разным образовательным направлениям. Например, в рамках Болонской системы было возможно студенту экономического направления после получения степени бакалавра пойти в магистратуру на юриспруденцию и защитить диплом магистра по другому направлению.
Какие цели закладывал в основу декларации Болонский процесс:
- Дать возможность выпускникам вузов любой страны, в рамках Болонской системы, официально трудоустраиваться за пределами своего государства. Иначе говоря, это гарантия признания документов о высшем образовании за границей.
- Создать систему конкурентноспособного образования с высокими стандартами и гибкой системой.
- Проработать интеграционные процессы таким образом, чтобы специалисты из любой страны могли свободно реализовывать свои полученные навыки на рабочем месте.
Это лишь выжимка из целей Болонской системы, с полным текстом вы можете ознакомиться по ссылке.
В России, преимущественно, под Болонской системой подразумевали именно две ступени получения высшего образования, не исключая, конечно же, интеграционные процессы и создание единого образовательного поля с одинаковыми критериями оценивания качества получаемого образования.
Страны, участвующие в Болонском процессе, гарантированно признавали все документы о высшем образовании, о повышении квалификации, получении научной степени и другие. Участие в процессе также регламентировало порядок совместных исследований, создание научно-технической базы и разработки новейших инновационных систем между университетами разных стран.
Болонская система в России: Для чего нужна её отмена и что она даёт?
За всю историю участия в Болонском процессе российские специалисты сферы образования выражали своё несогласие со многими нормами и нюансами, которые студенты обязаны соблюдать. Самой большой критике подвергалось именно разделение образования на две ступени. Причина столь негативной реакции – отсутствие непрерывного образования.
Разделение ставило перед выпускниками вузов непростую задачу в части продолжения получения высшего образования или остановке на базовой ступени. Выматывающие экзамены, защита дипломов, закрытие всех практик в большем процентном соотношении приводило к уходу из вуза после получения именно диплома бакалавра.
В бакалавриате нет ничего плохого, однако российские эксперты выражают опасение, что ограничение четырьмя годами обучения сулит недостаточно качественному итоговому профессиональному уровню. Также существует серьёзная проблема в неуверенности абитуриента. Большинство абитуриентов – несовершеннолетние, что нередко приводит к изменению решения о желаемой специальности спустя несколько лет обучения.
Желание выйти из Болонского процесса обусловлено желанием создать в Российской Федерации безальтернативной системы получения высшего образования, которое даст студентам больше теоретическо-практических навыков.
Что будет дальше: К чему готовиться абитуриентам?
В ближайшие несколько лет система получения высшего образования значительно не изменится. Для создания новой программы понадобится время, равно как и для её успешного внедрения. Сейчас следует ожидать уравнивания магистратуры и специалитета. Специалисты единогласно выступают за возвращение престижности получения степени «Специалист», потому вполне вероятно, что программ со степенью «Специалист» станет больше, либо не меньше, чем с магистратурой.
Также есть вероятность, что студенты гуманитарных специальностей больше не смогут получать магистратуру по техническим направлениям, даже при условии сдачи академической разницы. Насколько это будет работать в обе стороны попа неизвестно, но такая вероятность также есть. ЕГЭ и ГИА, как основные экзамены на проверку образовательного уровня, останутся также без изменений. О том, как подготовиться к ЕГЭ по математике вы можете прочитать в нашей предыдущей статье: Как подготовиться к ЕГЭ по математике.
Среди предложений к будущим системам образования особенно выделяли систему «2+2+2», в которой студент сможет выбирать дополнительные курсы или варьировать нагрузку по своей специальности в рамках каждых двух лет. За 6 лет работы в рамках своей специальности, с возможностью выбрать дополнительные векторы развития может снизить стресс и нагрузку на студентов, а также мотивировать продолжать обучение по выбранному пути.
Что ждёт будущих студентов доподлинно неизвестно, но одно мы знаем точно – будущее сулит новым открытиям, высокому интеллектуальному уровню и неординарным решениям.
Комментариев: 3
Здравствуйте.
Всё таки лучшее образование получили те кто учился в Советское( пишу с Большой Буквы) Время .
В то время получали не только Специальность, но и Воспитывали молодое поколение быть Культурным, Воспитанным( это непосредственно шло из семьи и поддерживалось в Высших Учебных заведениях)
Сейчас это всё исчезло,учащиеся многого не знают о своей Стране, ее Героях т.к. Болонское образование на это не обращает внимание, вернуться к Советскому Образованию нужно было как можно раньше, добавив достижения в науке, технике.
Мое мнение может не совпадать со мнениями других людей. Екатерина
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Сначала разрушили работающую систему, кое как наладили и приспособились к существующей, а теперь и эту хотят разрушить, причем лучшее отсекается, худшее остается.
Дело не в системе, а в порочных основаниях, на которых строится образование.
[…] Профильную математику ежегодно сдают на высокие баллы сотни, тысячи школьников. Для высоких результатов достаточно готовиться к экзамену задолго до ЕГЭ, посещать репетитора, решать задания прошлых лет, уделять много времени самоподготовке. Читайте дополнительно: Как подготовиться к ЕГЭ по математике. […]