Зачем ребенку нужны правила в семье и школе
Тема гуманного воспитания и гуманной педагогики сейчас заботит каждую семью. И к сожалению, часто случается так, что люди понимают эти процессы, как отсутствие правил и границ. Родителям кажется, что, установив правила или запретив ребёнку что-то, они моментально нанесут ребёнку непоправимую травму, а педагоги зажаты в тиски безоценочного воспитания и обучения.
Что действительно представляют из себя правила, нужно ли их озвучивать, и где эти границы, с которыми детям хорошо было бы подружиться — поговорим в этой статье.
Спойлер: правила и границы нужны. Без них у детей нет ощущения безопасности
Правила в семье и школе — это важные инструменты для социализации детей и формирования их характера. Они учат детей не только тому, что можно, а что нельзя, но и помогают развивать чувства ответственности и осознанности. Применение правил и границ способствует развитию важнейших качеств, таких как уважение, эмпатия и сотрудничество. Установление границ важно для понимания последствий своих действий, что, в свою очередь, формирует базу для здоровых отношений и ответственности в будущем со всеми людьми: а не только дома с родителями или в школе с учителями.
Мы, конечно, можем говорить о том, что в каждом коллективе всегда свои правила, в каждом обществе — свои границы, однако именно умение расставлять эти границы и чувствовать их у другого человека — тот самый навык, который поможет ребёнку в будущем ориентироваться в мире правил и общения и определять, что ему подходит, а что — нет.
Вот несколько областей развития ребёнка, которые формируются за счёт навыка жить в определённой структуре правил.
Структура и безопасность
Общие правила в коллективе помогают формировать стабильную среду, в которой ребенок может развиваться и учиться.
Правила в семье создают предсказуемую среду, которая помогает детям чувствовать себя в безопасности. Например, если родитель устанавливает правило о том, что ребенок сам убирает за собой тарелку после еды или сам прибирает игрушки в своей комнате, он не только обучает его социальным навыкам, но и помогает ему понять, что в мире существуют нормы и ожидания.
Эти нормы важны для формирования личной ответственности и понимания социальных ролей.
«Правила — это не ограничение свободы, а скорее способ её обеспечения» — Джеймс П. Мартин
В школе правила также играют ключевую роль. Они помогают учащимся понять, что от них ожидается в образовательном процессе. Применение правил способствует созданию порядка и дисциплины в классе, что, в свою очередь, повышает уровень успеваемости и снижает количество случаев буллинга.
Границы как инструменты саморегуляции: влияние правил на эмоциональное развитие
Правила помогают развить навыки саморегуляции. Детям необходимо учиться управлять своими эмоциями и поведением в соответствии с установленными нормами, потому что эмоциональное развитие — это не просто усвоение знаний о том, как вести себя в обществе, это также процесс формирования внутреннего контроля, который впоследствии влияет на успешность личности в различных аспектах жизни.
Дети часто сталкиваются с конфликтами, и правила могут предоставить каждому участнику инструменты для их разрешения. Например, правило «говорить только о своих чувствах», а не о действиях других людей, может помочь малышу выразить, что он злится, когда кто-то берет его игрушку. Это развивает у ребенка умение воспринимать и анализировать собственные чувства и эмоции.
Например, правило «вести себя на уроке тихо» помогает ребенку понять, как вести себя в группе и соблюдать уважение к окружающим. Если в классе существуете правило «одного микрофона», которое учит детей говорить по очереди, не перебивая, то это дает детям возможность тщательно обдумывать свои слова и уважать мнения других. В результате, они не только лучше понимают других, но и учатся вести диалог и отстаивать свою точку зрения, не переходя границы.
Или, когда родители объясняют ребенку, почему важно приходить вовремя на ужин или делать домашнее задание, они не просто устанавливают правила. Они обучают ребенка важности саморегуляции, дисциплины и ответственности. Это помогает ребенку не только понимать последствия своих действий, но и развивать внутренние ориентиры — эмоциональные навыки, которые им понадобятся во взрослой жизни.
Развитие критического мышления через взаимодействие с правилами
В дополнение к моральному и этическому воспитанию правила также могут способствовать развитию критического мышления у детей. Например, в школе дети могут взаимодействовать в группах, обсуждая установленные правила и внося в них изменения на основе своих наблюдений и опыта. Это учит их анализировать ситуацию и делать осознанный выбор.
Сертифицированный педагог и автор книги «Границы и свобода» Сет Годин утверждает: «Правила задают контекст, в котором дети могут учиться принимать решения и нести за них ответственность».
Однако одно наличие правил часто воспринимается взрослыми, как возможность начать доминировать над ребёнком. Когда происходит такое, любые придуманные правила перестают приносить пользу.
И если на вопрос ребёнка: «Почему я должен сейчас сделать так» — вам хочется ответить: «Потому что я так сказал. Потому что я — взрослый(ая) и это самая главная причина» — значит что-то идёт не так в процессе установления этих правил, и важно их пересмотреть.
Правила и границы, выполнение которых приносит пользу:
Должны быть возможными, ясными и последовательными для ребёнка
Психологи рекомендуют, чтобы правила всегда были ясными и последовательными. Это может быть, например: «Время для игр — после выполнения домашнего задания» — это формирует у ребенка понимание баланса между обязанностями и свободным временем.
Постепенно этот процесс помогает ему научиться регулировать свои желания и стремления, что ведет к более высокому уровню самоконтроля.
Ребёнок должен понимать, зачем нужно это правила и что следует за его выполнением и невыполнением.
Должны быть справедливыми
Каждое правило жизни, что вы устанавливаете ребёнку не может быть придумано просто так или потому что вас так учили. Обратите внимание на то, как вы формулируете правило и почему.
- Что полезного будет ребёнку от его выполнения?
- Чему его научит?
- Не придаст ли лишнее напряжение там, где не нужно?
- Подходит ли оно конкретно вашему ребёнку?
- Как в будущем ребёнок будет обращаться к этим правилам?
Сочетание свободы и ответственности
Важно также помнить о том, что правила не должны быть строгими или подавляющими. Гармоничное сочетание свободы и ответственности является ключевым моментом.
Как говорит Мартин Селигман: «Ответственность рождается там, где есть свобода выбора».
Поэтому дети должны иметь возможность выбирать, как им действовать в рамках установленных правил. В этом случае они будут чувствовать, что их мнение ценится и учитывается, что в свою очередь укрепляет их самооценку и уверенность в себе.
Не наказание, а последствие
То, что происходит, если ребёнок не выполнил правило — очень важно. И в этом моменте очень важно, чтобы следовало не наказание, а последствие.
Чем же отличается последствие от наказания?
Последствие связано с тем, что было заложено в правиле, а наказание — нет.
«Ну всё! Не сделал уроки, теперь не поедешь в гости к бабушке!» — это наказание. Потому что ребёнка лишают чего-то любимого и родного в обмен на то, что он не справился с домашним заданием. В этом случае он почувствует себя не только неспособным сделать задание, но и нелюбимым.
«Не сделал вовремя уроки — значит, делаешь их вместо телевизора сегодня» — последствие. В этом случае у ребёнка складывается последовательная цепочка, о том, что уроки всё же сделать нужно, но при этом единственное время, которое осталось — это просмотр телевизора.
Ещё одно важное отличие наказания от последствия — это то, что наказание не способствует выполнению правила в будущем. А последствие направлено именно на это.
Внимательно отмечайте в себе моменты, когда хочется позлиться на ребёнка и лишить его чего-то, потому что вас расстраивает его поведение, а когда — хочется научить его всё же выполнять свои обязательства.
Правила также учат детей справляться с неудачами и находить компромиссы. Умение признавать и исправлять свои ошибки — это ключевой элемент личностного роста. Например, если ученик не выполнил домашнее задание, вместо наказания, учитель может предложить обсудить, как этого избежать в будущем. Это подход формирует у ребенка конструктивное мышление и учит его адаптироваться к различным жизненным ситуациями.
Правила в семье и школе помогают детям учиться ответственности, контролировать свои действия и понимать последствия. Формируя ясные и последовательные ожидания, мы, как взрослые, можем помочь детям развивать навыки, которые пригодятся им на протяжении всей жизни. Это не только касается школьных образовательных рамок, но и лежит в основе формирования личности ребенка как гражданина будущего, который будет принимать осознанные и ответственные решения.