Как ученику запоминать школьный материал?
Содержание:
- Метод активного повторения
- Метод интервалов
- Разбиение на части
- Ассоциации и другие мнемотехнические методики
- Визуализация
- Метод Фейнмана
- Работа в учебных группах
- Закрепление знаний через практику
- Игровые методики
- Использование мобильных приложений и онлайн-игр
- Биологические ритмы и запоминание
Запоминание школьного материала — это один из ключевых процессов в обучении, но некоторым ученикам он даётся с большим трудом. Однако чаще всего взрослые не знают, как помочь ребёнку запомнить стихотворение или правило по русскому языку. Но на самом деле существует множество методов, которые могут помочь ученикам улучшить свои навыки запоминания. Ниже приведены некоторые из наиболее эффективных стратегий.
Метод активного повторения
Активное повторение — это метод, при котором ученик не просто перечитывает материал, а активно взаимодействует с ним. Например, можно начать с того, чтобы сформулировать вопросы по смыслу того, что написано. После прочтения ребёнку нужно ответить на эти вопросы для того, чтобы понять по смыслу.
Например, после изучения темы по биологии об экосистемах, ученик может составить список вопросов, связанных с этой темой, например: «Какие факторы влияют на экосистему?» или «Какое значение имеют производители в экосистеме?». И самому написать ответы на них. Или предложить ответить другому однокласснику.
Метод интервалов
Метод интервального повторения основан на повторении информации через определенные промежутки времени. Например, ученик может создать график, где через день повторяет новую информацию, через три дня и затем через неделю. Регулярное повторение может увеличить уровень запоминания до 80% у участников. Чем дальше во времени находятся интервалы повторения, тем лучше сохраняется информация в долгосрочной памяти.
Промежутки следует прописать заранее и включить повторение материала (даже если на это нужно 5 минут) в расписание дня.
Разбиение на части (Chunking)
Метод разбиения на части подразумевает разделение больших объемов информации на более мелкие и управляемые блоки. Этот метод часто используется при запоминании чисел, но также может применяться к текстам и концепциям.
Например, изучая длинный текст по истории, ученик может разделить его на несколько небольших секций, каждую из которых он может изучать отдельно, используя методы активного повторения, а затем объединять, чтобы увидеть общую картину.
Ассоциации и другие мнемотехнические методики
Метод ассоциаций основан на связывании нового материала с уже известной информацией. Этот подход помогает создать ментальные связи, которые облегчают запоминание. Обычно мы часто используем в жизни, но, как правило не замечаем этого.
Самый распространенный вариант использование мнемотехник – это запоминание названия и последовательности падежей с помощью стихотворения «Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».
Но на самом деле, таких техник очень много и можно поискать в Интернете и найти именно то, что вам нужно.
Советуем к прочтению: Стихи для запоминания правил по школьным предметам
Визуализация
Создание визуальных образов информации помогает укрепить память. Это могут быть диаграммы, графики или даже простые рисунки.
Например: при изучении тем по географии, например, «Климатические зоны», ученик в специальной программе может создать карту, на которой будут отмечены различные климатические зоны, их характеристики и особенности. Или для запоминания формул по математике можно создать яркие схемы или диаграммы, которые связывают различные элементы.
Также использование мемов в обучении может стать отличным способом к запоминанию информации.
Метод Фейнмана
Метод, названный в честь физика Ричарда Фейнмана, предлагает объяснять материал тому, кто ничего о нем не знает. Этот метод помогает выявить пробелы в понимании и закрепить знания.
Ученик может объединиться с одноклассником и попробовать объяснить друг другу, как работает цикл воды. Если возникнут трудности, это будет сигналом к тому, что стоит вернуться и внимательно пересмотреть материал.
Работа в учебных группах
Работа в учебных группах также является эффективным способом улучшить запоминание. Совместное обсуждение материалов, обмен знаниями и мнениями может способствовать более глубокому пониманию и запоминанию. Ребята могут организовать встречу для обсуждения сложной темы, например, математики, где каждый может объяснить свою стратегию решения различных задач.
Закрепление знаний через практику
Регулярная практика и применение материала в реальных сценариях способствует лучшему запоминанию.
К примеру, на геометрии ученики строят модели объёмных фигур, чтобы понять, как она выглядит на самом деле.
Игровые методики
Ролевые игры — это форма обучения, которая позволяет учащимся взять на себя определённые роли и взаимодействовать друг с другом, создавая при этом реальную или вымышленную обстановку. Например, при изучении исторических событий можно организовать дебаты, где ученики вживаются в роли исторических личностей, представляя их взгляды и аргументы.
Такой подход помогает снизить тревожность и страх перед ошибками, поскольку ученики понимают, что находятся в рамках игры. Игровая форма обучения снимает давление с учащихся, позволяя им более свободно выражать свои мысли и идеи. В результате они лучше запоминают материал и развивают критическое мышление.
Советуем к прочтению: Развитие памяти: игры для школьников
Использование мобильных приложений и онлайн-игр
Приложения Quizlet, Kahoot! и Duolingo позволяют ученикам учиться в формате игры, проходя тесты, викторины и мини-игры.
Например, Kahoot! — это платформа, где учителя могут создавать свои собственные викторины, которые затем можно проходить классом. Каждый правильный ответ приносит баллы, а в конце игры подводятся итоги. Это не только повышает мотивацию, но и делает уроки более запоминающимися.
Биологические ритмы и запоминание
Не стоит забывать, что общие условия для изучения и развития памяти также играют важную роль. Исследования показывают, что лучше всего усваивается информация в периоды, когда учащиеся находятся в активном состоянии. Например, утренние часы для изучения могут быть более эффективными для «жаворонков», в то время как «совы» лучше воспринимают материал во второй половине дня.
Учитывание биологических ритмов поможет организовать процесс обучения, что приведет к улучшению запоминаемости.
Все эти методы и техники позволяют не только повысить уровень усвоения материала, но и способствуют развитию других важных навыков, таких как сотрудничество, креативность и критическое мышление.
Найдите то, что подходит вашему ребёнку! Удачи!