Биология для младших школьников: как завлечь или развить имеющийся интерес к природе?
Биология в школе начинается с 5 класса, однако изучение этой прекрасной науки можно начать намного раньше, особенно если у ребенка есть интерес к живой природе.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста способны воспринимать даже сложный материал по биологии, если подать его простыми словами и разнообразить играми, заданиями, интересными книгами, экспериментами, творческими поделками по теме.
С детьми младшего возраста проще всего изучать природу, находясь в непосредственной близости от нее. Дети охотно откликаются на сбор природного материала: шишек, желудей, веточек, мхов и лишайников, раковин моллюсков, перьев птиц и т.д. Можно сделать небольшой домашний «музей»: соорудить специальный ящик или подставку для хранения находок. Каждую находку нужно подписать — что это и где было обнаружено.
Определить вид растений или животных, попавших в коллекцию, можно с помощью атласов-определителей (отлично подойдет для начала атлас А. А. Плешакова) или приложений на смартфоне (например, iNaturalist).
Сбор природного материала станет более увлекательным, если придумать квест-находилку. Здорово сочетать такое приключение с походом в лес, в парк на пикник или с поездкой на дачу. Вдохновиться идеями для квеста помогут специальные книги. Например, «Мой гербарий. Цветы и травы» не только описывает распространенные растения нашей страны, но и содержит развороты для вклеивания засушенных растений. Книга З. Суворовой «Находилки» — блокнот, в котором можно отмечать, что и в каком количестве удалось заметить на прогулке.
Книга А. Васильевой «Птицы в городе» подскажет, где можно увидеть пернатых, а набор наклеек, имеющийся в книге, станет приятным дополнением при ведении дневника наблюдений. Кроме того, около каждого изображения птиц в книге есть QR-код. Считав его приложением на смартфоне, попадешь на песню указанной птицы. Кто знает, вдруг бердвотчинг (birdwatching) станет вашим семейным хобби?
Очень занятно использовать для изучения биологических объектов … пластилин! С помощью лепки дети не только развивают мелкую моторику, но и узнают много нового и интересного о молекулах, клетках, внутреннем и внешнем строении растений, животных и человека. Взять идеи для лепки можно из прекрасных книг Л. Сеньшовой «Пластилиновая лаборатория Чевостика». Каждую часть слепленного объекта изучения можно подписать на пластилиновой модели, чтобы закрепить полученные знания.
Еще одним интересным способом изучения биологии станут тематические раскраски, которые есть в Интернете. Можно также предложить детям самим нарисовать то, что их заинтересовало: с натуры или в виде схемы, детально или максимально упростив — вариантов очень много! На сайте Pinterest есть также готовые файлы для распечатки, благодаря которым можно собрать бумажные модели на тему биологических процессов и объектов. Так дети потренируются вырезать по контуру, склеивать детали и идти к результату от идеи до реализации.
Семейный досуг станет еще и образовательным мероприятием, если попробовать сыграть с детьми в настольные игры, связанные с биологией. Обзор настольных игр по теме был в этой статье. А если хочется отдохнуть — можно вместе посмотреть фильм о живой природе. Список фильмов есть здесь.
Как же изучение биологии может происходить без домашних исследований? Главное, чтобы все эксперименты были безопасными. Отличный вариант — выращивание растений и уход за ними. Можно вырастить вместе причудливые экземпляры, не покупая специально семена в магазине, а используя обычные продукты питания.
Также можно изучать жизнь домашних питомцев: их поведение, характер питания и сна. Делайте заметки в специально заведенном блокноте. Главное, чтобы братьям нашим меньшим было комфортно.
Автор статьи: Яна Онохина
1 комментарий
Полезная статья в плане указанных пособий. В прошлом году проращивали с внуком фасоль и вырастили два больших вьющихся экземпляра на лоджии. Ребёнку трёх с половиной лет было интересно: сам пересаживал в горшочки, сам поливал, сам наблюдал.