Учебный год подошел концу: вероятнее всего, он был очень насыщенным и разнообразным. Таким, что иногда вспомнить всё и проанализировать в моменте просто не хватало сил и времени. Но этот период был очень важным! Как понять, чем именно? Оценить свои достижения, осознать свой прогресс и принять планы на будущее — то есть подвести итоги учебного года.
Почему обсуждение результатов важно для развития ребёнка?
1. Это позволяет им изучить свои сильные и слабые стороны
Когда мы говорим с детьми о их учебном прогрессе, мы помогаем им осознать, где они преуспели, и где им еще нужно работать. Разобравшись в этом, они смогут развиваться и улучшаться в тех областях, где им нужна поддержка или дополнительное обучение.
Например, ребёнок может обнаружить, что ему легче понимать математику, но труднее писать сочинения или решать сложные задачи по физике. Обсуждение этих результатов поможет ребёнку распределить свои усилия между разными предметами и обратить внимание на те, в которых его успехи не так заметны. Это также поможет улучшить его мотивацию и настроение к обучению.
2. Обсуждение результатов учебного года означает признание детских достижений
Когда родители обсуждают прошедший учебный год с ребёнком, они позволяют ему почувствовать гордость за свои успехи. Это очень важно для укрепления доверия в себе и самооценки. Когда дети осознают, что их труды и усилия всегда оценены, они становятся увереннее и более мотивированными в дальнейшем обучении.
Когда родители похвалили ребенка за хорошие оценки или за прогресс в той или иной области, это усиливает его личную мотивацию и желание достигать еще больших результатов. Выражение поддержки и причастности к достижениям ребенка является мощным стимулом для его развития.
Однако при обсуждении результатов учебного года важно помнить, что оценка успеха должна быть объективной и подкреплена фактами. Родители не должны давать ложные похвалы, чтобы не подорвать доверие ребёнка, но и ругать за то, что нельзя объективно оценить — тоже не стоит.
Если родители вместе с ребёнком правильно обсуждают результаты, то этот процесс вместе с детской саморефлексией помогают ребёнку развиваться и расти, а ещё учиться ставить опорные точки, определять цели и направления на будущий год. Это способствует развитию его самооценки, мотивации и планирования на будущее. Важно, чтобы этот процесс был не только объективным и содержательным, но и позитивным времяпрепровождением для всех членов семьи, и в особенности для ребёнка.
Как правильно подвести итоги учебного года с ребёнком?
Подведение итогов года обычно проходит в виде беседы-обсуждения того, что было.
1. Подготовительная работа и основные правила
Подготовьтесь к разговору так, чтобы ребёнку было понятно, о чём вы говорите.
- Подготовьте несколько листов бумаги, ручку и карандаши/фломастеры, чтобы фиксировать опорные точки, важные события в этом году, успехи и достижения.
- Подготовьтесь обсудить не только академическую успеваемость в школе, но и дополнительную нагрузку в виде секций и дополнительных кружков.
2. Установите атмосферу положительных ожиданий
Перед тем, как начать обсуждение итогов, важно создать атмосферу положительных ожиданий. Подчеркните, что цель итогов — не критика и ругательства, а выявление прогресса, понимание достижений и определение областей, в которых можно продолжить работу. Важно установить доверительные отношения с ребенком перед обсуждением итогов. Подчеркните, что вы хотите помочь ему в его развитии и учебе, а не просто делаете это ради оценок или рейтинга. Слушайте его мнение, позволяйте высказаться и делайте акцент на его собственной оценке своих успехов и проблем.
3. Оценивайте не только учебные результаты
Помимо оценки учебных результатов, важно учитывать и другие аспекты развития ребенка.
Каждый лист бумаги, к примеру, может быть одной из сфер развития ребёнка:
- Школа — конкретные результаты — всё, что можно посчитать
- Школа — свои личные достижения — что стало лучше, чем было?
- Дополнительные занятия и хобби — опорные точки, ключевые моменты?
- Сфера дружбы
- Сфера семьи
На каждом из этих листов вы можете выписывать в две колонки, что уже получилось, и выделить зоны роста — то, в чём ещё хотелось бы стать лучше.
Последний лист оставьте для того, чтобы описать «что нужно делать для того, чтобы проработать свои зоны роста».
Обсуждайте его академические, социальные, физические и эмоциональные достижения. Отмечайте, насколько успешно ребенок справлялся с различными задачами, насколько активно участвовал в классных мероприятиях, спортивных соревнованиях или творческих проектах. Учитывайте и его индивидуальные качества, такие как ответственность, трудолюбие, умение работать в команде — об этом обо всём у вас есть своё мнение, а у ребёнка — своё. Обязательно выслушайте его и зафиксируйте то, что ребёнок считает важным успехом для него самого.
3. Будьте конкретны и используйте числа, цифры и факты
Конкретность — ключевой аспект при подведении итогов. Вместо того, чтобы просто сказать: «Ты хорошо справился» — укажите на конкретные примеры или достижения, на которые ребенок может быть горд. Например, укажите, что он улучшил свои оценки по математике на 10% с начала года, или что он успешно представил свой проект на уроке литературы. В качестве подкрепления можно использовать числовые данные, цифры и сравнивать их с предыдущими периодами или целями, поставленными в начале года.
Обязательно всё фиксируйте на бумаге!
5. Действуйте совместно
Иными словами, подведение итогов учебного года с ребенком — это не просто сбор фактов и цифр, но и возможность обсудить и отметить его прогресс, достижения и колоссальные усилия.
Исследование, проведенное Университетом Джонса Хопкинса, показало, что дети, вовлеченные в регулярные разговоры о своих успехах и неуспехах, имеют более высокую мотивацию и больше шансов достигнуть успеха в будущем.
Обсуждение результатов учебного года с ребёнком имеет большое значение для его развития. Это помогает им осознать свои достижения и недостатки, разработать планы на будущее и укрепить свою мотивацию. Родители и даже учителя (в некоторых школах эта методика активно практикуется) могут активно участвовать в этом процессе, не только признавая достижения ребенка, но и помогая ему улучшиться в слабых областях.
Это время, когда ребёнок может почувствовать себя принятым. Вместе с тем уровень успеха не должен быть единственным критерием для оценки. Ребёнку необходимо помнить, что развитие и рост -— это процесс, который требует времени и усилий. Обсуждение результатов успехов и неудач поможет ему в этом процессе и даст ему уверенность в своих способностях.