Цифровой этикет в онлайн-школе
Многие семьи, которые выбирают для детей онлайн-обучение, находятся на семейном образовании. Создаётся ощущение, что ты «в свободном полёте» — полная свобода выбора: где жить, что делать, когда учиться, как общаться. Дети быстро перенимают эту модель поведения, они живут в новой реальности, где границы только лишь условные. Но так ли это на самом деле?
Все мы живём рядом друг с другом. И даже если мы свободно перемещаемся во свету и у нас есть возможности жить так, как нам комфортно и хочется, в общении с людьми мы не можем говорить и делать то, что нам хочется всегда. Потому что у каждого из нас есть границы в общении и их нужно соблюдать.
В традиционной системе узнавать об этих границах ребёнку довольно просто. Он видит пример, копирует, фиксирует.
В онлайн-системе создаётся иллюзия, что правил общения нет, ведь ты по факту сидишь в комнате один.
Но сетевое общение уже прочно вошло в нашу жизнь и в будущем будет только расти и развиваться.
Поэтому уже довольно давно существует сетевой этикет — сетикет или нетикет — набор правил общения в сети.
Специалисты «Онлайн-школы» поддерживают эти правила и стремятся обучить своих учеников. В будущем во взрослой жизни этот навык будет сильным преимуществом и поможет быть более успешным в построении социальных связей и лично и дистанционно.
Правила общения в «Онлайн-школе»
Правила общения в сети и на наших уроках многими нашими учениками часто считываются в процессе — постепенно, невербально. Но не у всех. Поэтому мы решили поделиться правилами нетикета для всех, кто учится, работает и общается друг с другом дистанционно.
Уважительное общение
Каждый человек имеет право на своё мнение. В общении на уроках мы учим ребят слушать, не перебивая, и высказывать своё мнение, уважая чужое, даже если оно отличается от остальных.
Использование нецензурной лексики в общении с помощью чата или в экран не допустимо.
Преподаватель имеет право закончить любую дискуссию, если она не продуктивна и оскорбляет чувства других учеников. Также не допускаются оскорбления в адрес модераторов или самого преподавателя.
Имя и фамилия
Когда ученики подписывают свои имена, зайдя в конференцию, часто случается так, что они хотят придумать себе псевдоним. К сожалению, так учителю и модератору практически невозможно разобраться, кто пришёл на урок. Кроме этого, учителю будет сложно обращаться к ребёнку на уроке, и зафиксировать посещаемость будет невозможно.
Поэтому следует обязательно писать своё настоящее имя и фамилию.
Правило «поднятой руки»
В онлайне особенно важно уметь ждать и обозначать своё желание высказаться. Поэтому каждый преподаватель на самом первом уроке обговаривает с учениками правила, как он задаёт вопросы: поднимает руку, ставит стикер поднятой руки или пишет в чате. Таким образом мы устанавливаем границы общения, и каждый ребёнок в процессе чувствует себя безопасно.
Ритуалы
Чтобы учебный процесс сохранял свою структуру, всем участникам очень важно соблюдать ритуалы начала и окончания занятия.
Например, в начале урока преподаватель здоровается с учениками, а ученики — с ним. Если ребёнок опоздал к началу или, наоборот, заканчивает раньше, то лучше всего заранее предупредить преподавателя и, не нарушая ход урока и не перебивая, молча отключиться.
Активность
На уроках онлайн работать бывает намного тяжелее, чем в классе. Почему? Потому что поддерживать коммуникацию на расстоянии мы все только учимся. Поэтому устойчивое активное общение помогает людям установиться устойчивые связи даже через экран.
Если у ученика возникают вопросы, то нужно их задать, но в рамках урока и в тех правилах, которые были оговорены заранее. Обучение в «Онлайн-школе» специально выстроено в формате «перевёрнутого урока» — ребята сначала готовятся к уроку, читают и обсуждают материал, а потом приходят на урок, чтобы задать оставшиеся вопросы и ещё раз прослушать материал в процессе живого общения.
Грамотность в переписке
Даже если сейчас ребёнок пришёл не на урок литературы или русского языка, мы просим всех стараться писать грамотно. Это развивает чувство тактичности и уважения по отношению к окружающим.
Тематическое общение
Когда взрослый приходит на собрание по работе, он может общаться с коллегами по теме собрания, а не на личные темы. Безусловно, бывают разные ситуации, однако мы считаем важным дать детям знание о границах в общении и возможность их установить.
Мы видим, что нетикет не так сильно отличается от обычных правил и норм общения с собеседником. Но считывать их автоматически через экран намного сложнее, чем при личной встрече. Правила стоит не только прописать, но и донести их детям, не ожидая, что всё это они должны понять без слов. В этом преподавателю может помочь участие семьи.