
ИИ шагает по планете: в каких странах нейросети уже помогают учить детей?
Содержание:
Искусственный интеллект все активнее проникает во все сферы нашей жизни. Не исключение и система образования, где новые технологии меняют привычные подходы к обучению. В разных странах нейросети уже помогают разрабатывать учебные программы и задания, проверяют домашнюю работу и даже выступают в роли репетиторов.
Где же ИИ уже стал частью школьного процесса, как это выглядит и какие результаты дает? Давайте разбираться.
Нейросети в европейском образовании

Дальше всех по пути внедрения ИИ в школы шагнула Великобритания — там уже сформировали первый класс, уроки в котором ведет искусственный интеллект. А еще юным участникам этого эксперимента помогают учиться возможности виртуальной реальности.
Такой подход реализован в одном из частных колледжей Лондона. На откуп ИИ в экспериментальном классе отдали практически все задачи обычного учителя: разработку программы обучения и проверку знаний детей.
Но все же обучение школьников доверили нейросети не на все 100% — за процессом наблюдают педагоги, готовые вмешаться при любой ошибке. Кроме того, выяснилось, что искусственный интеллект пока справляется не со всеми школьными предметами. Например, виртуальный учитель еще не научился хорошо преподавать искусство.
Впрочем, этот опыт пока не получил широкого распространения. Многие учителя все еще опасаются сильно интегрировать ИИ в свою работу. Большая часть педагогов, которая все же интересуется новыми технологиями, ограничивается такими функциями нейросетей, как проверка на антиплагиат и тому подобными.
А что в других европейских странах? Там тоже все неоднозначно.
Например, во Франции не так давно было создано приложение, которое должно помогать школьникам улучшать свои знания по французскому языку и математике. В основе его, конечно же, лежат технологии искусственного интеллекта.
Виртуальный помощник предлагает детям множество тематических тестов и упражнений, затем анализирует результаты учащихся и разрабатывает индивидуальные планы обучения.
В то же время французские эксперты убеждены в том, что полностью заменить педагогов технологиями ИИ не получится. Да и не нужно. Мощный союзник и хорошее подспорье в учебе — так во Франции видят роль искусственного интеллекта в образовательной сфере.
Азиатские надежды на ИИ
В этом секторе впереди всех традиционно Южная Корея. Не секрет, что эта страна как создает технологические новинки, так и активно внедряет любые ноу-хау, разработанные за рубежом, если они заслуживают хоть какого-то внимания. Так происходит и с искусственным интеллектом, на который государство возлагает большие надежды.
Так, уже в 2025 году в Южной Корее планируют начать внедрять учебники на основе искусственного интеллекта. По задумке авторов проекта, уже через три года такие пособия должны полностью заменить «аналоговые» учебники.
По идее, это должно помочь школьникам активнее осваивать учебную программу самостоятельно, а затем детализировать полученные знания в процессе взаимодействия с педагогами.
Не отстает в освоении возможностей нейросетей и Китай. Не так давно правительством Поднебесной была выпущена директива, предписывающая школьникам сосредоточиться на изучении технологий ИИ. Дети помладше должны научиться с ними работать, а учащиеся постарше — уметь создавать собственные проекты с помощью искусственного интеллекта.
А что в России?
Технологии искусственного интеллекта постепенно входят и в нашу систему образования. Пока этот процесс нельзя назвать масштабным, но успешный опыт уже есть.
Например, ИИ успешно используется для контроля проведения ЕГЭ. А в отдельных учебных заведениях уже функционируют цифровые платформы на основе искусственного интеллекта. Так, в Московской электронной школе знания учащихся по математике проверяет сервис «Цифровой учитель». Он же формирует индивидуальные планы работы.
А в Университете Иннополис ИИ интегрирован во внутреннюю платформу, с которой работают студенты и преподаватели.
Если говорить о планах, то сегодня в образовательной среде активно обсуждается возможность привлечения ИИ к проверке домашних заданий школьников.
Нейросети: «за» и «против»

Сторонники внедрения искусственного интеллекта в образование отмечают множество преимуществ такого подхода. Например, новые технологии помогают лучше контролировать дисциплину и успеваемость школьников. Кроме того, ИИ позволяет адаптировать учебные программы под конкретных учеников, предлагая каждому индивидуальный план работы.
Ну и главный плюс нейросетей — с их помощью можно полностью автоматизировать рутинную работу, такую как проверка домашних заданий, разгрузив тем самым педагогов. А освободившееся время учителя смогут тратить непосредственно на работу с детьми.
Но есть и опасения, связанные с активным внедрением ИИ в образовательный процесс. Противники этого подхода отмечают, что с цифровыми учителями обучение становится «бездушным», а дети теряют возможность отрабатывать коммуникативные навыки с живыми людьми.
Впрочем, обе позиции можно назвать крайностями. Большинство экспертов все же убеждены, что ИИ может стать очень эффективным помощником для педагогов и школьников. При этом о полной замене учителей искусственным интеллектом речи не идет.

Попробуйте неделю бесплатно
