Меньше комиксов, больше этики: что изменится в ЕГЭ и ОГЭ по русскому в 2025
Содержание:
- Никаких больше комиксов и фанфиков
- Меньше пространства для мысли
- «НЕТ» плохим идеям и нетрадиционным ценностям
- Писать придется больше
- А что с литературой?
- Немного про ОГЭ по русскому
- Что с ОГЭ по литературе?
- Каков итог?
Пока сторонники и противники формата ЕГЭ яростно доказывают друг другу свою правоту, разработчики экзаменов продолжают изменять сами задания. Так, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал новую структуру и систему оценивания работ выпускников 2025 года. Больше всего изменений пришлось на задания по русскому языку и литературе.
Девятиклассников, готовящихся к ОГЭ по русскому, тоже ждут небольшие сюрпризы, но основной удар на себя все же примут одиннадцатиклассники во время сдачи ЕГЭ.
Авторы поправок заявляют, что нововведения помогут качественнее проверить уровень знаний и аналитических навыков учащихся. Но для начала школьникам было бы неплохо понять, что вообще изменилось и как теперь готовиться к экзамену. Тем более, что многие новшества вызывают пока слишком много вопросов.
Попробуем разобраться, насколько изменения существенны и что вообще ждет выпускников в 2025 году.
Никаких больше комиксов и фанфиков
Разработчики заданий для Единого государственного экзамена покусились даже на эти популярные среди молодежи жанры. Речь идет о задании 27 – сочинении. Теперь выпускники, старательно ищущие литературный пример по теме, не смогут опираться на аниме, мангу, комиксы или фанфики.
Любопытно, что школьникам разрешили использовать эти жанры только в 2024 году. Но радость была недолгой.
Эксперты по-разному относятся к такому запрету. Некоторые считают, что он будет стимулировать школьников больше смотреть в сторону классической литературы. Оппоненты же сомневаются, стоит ли настолько ограничивать кругозор учащихся, загоняя их в рамки только общепризнанных источников. Ведь многие из них уже не актуальны и попросту не интересны молодежи.
При этом вполне возможно, что причины запрета намного проще – проверяющие слабо ориентируются в комиксах и выдуманных вселенных, что ограничивает возможность объективного оценивания.
Меньше пространства для мысли
И снова задание 27. Раньше экзаменуемый должен был прочитать текст, выделить из него проблему или ключевую мысль автора, а затем прокомментировать ее. Теперь же проблемный вопрос будет уже сформулирован, а значит школьнику нужно писать сочинение только в заданных рамках.
Возможно, часть выпускников даже обрадуется такому упрощению. Но многие креативные личности лишатся возможности выкрутиться поработать над формулировкой и пустить мысль по собственному пути.
Досаду может вызвать и тот факт, что балл за правильное формулирование проблемы теперь тоже не заработаешь.
Ну и возникает вопрос: неужели авторы заданий сомневаются в способности современной молодежи самостоятельно делать выводы?
«НЕТ» плохим идеям и нетрадиционным ценностям
Изменилась и сама система оценивания сочинения. Существенный момент – разработчики исключили критерий «Богатство речи», но дополнительно проработали пункт «Соблюдение этических норм».
Раньше проблемой могли стать совсем уж аморальные и агрессивные заявления. Такой запрет вполне обоснован. Теперь же нарушением могут счесть еще антигосударственные высказывания, поддержку нетрадиционных ценностей и нецензурную брань. С последним все понятно. Первые два пункта тоже логичны, но не совсем ясно, как именно будут оцениваться мысли учащихся.
А вот что вызывает вопросы, так это отнесение к ошибкам иностранных слов, которых нет в нормативных словарях, но у них есть известные аналоги в русском языке. Такое явное неприятие заимствований может негативно сказаться на том самом богатстве речи, которое исключили.
Остается только надеяться, что проверяющие не будут рубить с плеча и считать ошибкой любое иностранное слово.
Писать придется больше
Минимальный объем текста, за проверку которого возьмутся эксперты, теперь составляет 100 слов. Раньше было 70. «Воды» в сочинение теперь придется лить больше. Ведь если не преодолеть минимальный порог, оценка за задание в любом случае будет «0».
А что с литературой?
Здесь ситуация более понятная, хотя изменения тоже существенны.
Так, в заданиях, где нужно сопоставить текст с другим произведением литературы, теперь указываются критерии сравнения. Например, в демонстрационном варианте ЕГЭ это выглядит так: «Опираясь на приведенный фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В чем различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?».
С одной стороны, стало проще, что не нужно выдумывать самостоятельно критерии. С другой – ученик больше не сможет сам выбрать произведение для сопоставления, с которым он хорошо знаком.
Но есть и положительные изменения – авторы заданий исключили временные рамки, к которым должно относиться произведение, выбранное учащимся. Теперь неважно, было оно написано в XVIII или XX веке. А значит, и перепутать нельзя. Главное правило – использовать можно только опубликованные произведения, которые точно относятся к художественной литературе.
Немного про ОГЭ по русскому
Поправки внесены и в задания для девятиклассников, сдающих ОГЭ. Но перемен меньше, и они менее кардинальные.
Первое – конечно же, запрет комиксов, аниме и фанфиков проник и сюда.
Второе – упростили цитирование прочитанного текста. Раньше учащийся должен был привести ссылки на номера предложений или цитаты, теперь же можно пересказать своими словами.
Что с ОГЭ по литературе?
На этом этапе разработчики решили, что новостей для школьников и родителей достаточно, поэтому структура и суть самих заданий не изменилась. Авторы лишь уточнили критерии оценивания ряда пунктов.
Каков итог?
Русский язык и литература – обязательный предмет, сдавать который на ЕГЭ и ОГЭ будут все. Неудивительно, что именно здесь происходят самые большие изменения. Если коротко подвести итог всему написанному, можно выделить несколько ключевых моментов.
Во-первых, в 2025 году выпускникам придется лучше следить за словами, не допуская двусмысленных или грубых высказываний.
Во-вторых, про популярные увлечения аниме и комиксами на экзамене лучше не вспоминать.
В-третьих, зато можно не думать о временных периодах при сопоставлении текстов по литературе.
Нововведения существенные, но кардинально формат экзамена они не меняют. Это значит, что у будущих выпускников еще достаточно времени на подготовку к экзамену и тренировку нужных навыков. Самое важное сегодня – досконально изучить правила и скорректировать свой план с их учетом.