Нейросети, GPT и виртуальная реальность в образовательной среде: внедрение и риски
Содержание:
- Нейросети
- GPT
- Виртуальная реальность
- Насколько популярны новые технологии в образовании?
- Риски внедрения новых технологий
Как изменится образовательный процесс в связи с развитием нейросетей, чат-ботов и виртуальной реальности? Давайте разберёмся.
Образование — это основа развития общества, и его качество напрямую влияет на будущее каждой страны. С появлением новых технологий, таких как нейросети, чат-боты и виртуальная реальность, образование начинает претерпевать серьезные изменения. Эти инновации не только улучшают процесс обучения, но и открывают новые возможности для учащихся и преподавателей.
Давайте разберёмся, что это такое — IT-технологии, и в как их применяют в образовании.
Нейросети
Нейросети — это математические модели, которые позволяют компьютерам обучаться на больших объемах данных и делать прогнозы или принимать решения на основе этого обучения.
Программы на основе нейросетей могут адаптировать учебный материал под уровень подготовки ученика, предлагать дополнительные задания для развития конкретных навыков, а также отслеживать прогресс и корректировать обучение в реальном времени.
Как пишет исследователь Хансен Дженсен в своей статье «Future of Education: How Technology Will Shape Learning», нейросети могут значительно повысить эффективность образования, делая его доступным и интересным для каждого студента. Учителя смогут концентрировать свои усилия на развитии творческого и критического мышления, делегируя рутинные задачи нейросетям.
Уже сейчас платформа Coursera использует нейросети для рекомендации курсов, которые могут быть наиболее интересны и полезны для конкретного студента.
Советуем к прочтению: Искусственный интеллект в онлайн-образовании: что нас ждёт в будущем?
GPT в образовании
GPT-чаты — это нейросети, способные генерировать текст, похожий на человеческий. Сейчас мы можем просто задать вопрос в чате и получить развернутый ответ как пост в инстаграме.
В образовании они могут быть использованы в качестве виртуальных помощников, способных отвечать на вопросы студентов, объяснять учебный материал, помогать в решении задач. Например, чат-боты могут быть задействованы на сайтах университетов для быстрого ответа на часто задаваемые вопросы студентов или абитуриентов. С помощью GPT-чатов ученики могут получать доступ к информации и помощи в любое время суток, что делает обучение более гибким и удобным.
Исследования показывают, что использование GPT-чатов в образовании может улучшить понимание учебного материала и повысить мотивацию учеников. Студенты, обучавшиеся с использованием GPT-чатов, демонстрировали более высокие результаты на экзаменах и проявляли больший интерес к изучению предмета.
Итог: с развитием искусственного интеллекта, становится возможным создание персонализированных учебных программ, анализ обратной связи и оптимизация образовательного процесса.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность создаёт симуляцию реального мира или искусственную среду, в которой пользователь может взаимодействовать с объектами или другими пользователями.
С развитием информационных технологий и вычислительных мощностей ВР становится все более доступной и широко используемой в различных сферах, включая образование.
Одной из самых ярких новых возможностей, которые ВР приносит в образование, является создание интерактивных учебных сред, где студенты могут погружаться в виртуальные лаборатории, исследовать анатомию человеческого тела или исследовать исторические события. Студенты медицинских вузов могут практиковать хирургические операции в виртуальной среде, минуя необходимость использования реальных тел.
Данная технология затронула и российских школьников, уже с 1 сентября 2024 года школы будут пользоваться виртуальными симуляторами для проведения опытов на уроках химии.
Одним из примеров реализации ВР в образовании является проект Google Expeditions, который предлагает учителям использовать виртуальные экскурсии по миру для учебных целей. С помощью специальных очков и приложения, ученики могут исследовать далекие уголки планеты, посещать исторические памятники или даже погружаться в мир космоса, не покидая своих учебных классов.
Исследователи из Университета Гарварда также провели эксперимент, в ходе которого ученики изучали иностранные языки с использованием виртуальной реальности. Результаты исследования показали, что студенты, обучавшиеся в виртуальной среде, лучше запоминали новые слова и фразы, а также проявляли больший интерес к изучению языка.
Важным аспектом использования технологий в образовании является развитие навыков будущего, таких как критическое мышление, сотрудничество и решение проблем. Виртуальная реальность и нейронные сети могут помочь в создании образовательных сред, где студенты могут практиковать эти навыки в контролируемой среде.
Здесь вы можете воспользоваться дополненной реальностью.
Насколько популярны новые технологии в образовании?
Согласно исследованию EdTechXGlobal, рынок образовательных технологий в 2020 году достиг $227 млрд, что в 30 раз больше, чем в 2017 году. Компании, разрабатывающие решения на основе нейросетей, чат-ботов и виртуальной реальности, становятся все более востребованными. Всем известная платформа Duolingo, использующая нейросети для обучения иностранным языкам, насчитывает более 500 млн пользователей по всему миру.
Как показывают исследования, использование технологий в образовании может существенно улучшить результаты обучения и повысить мотивацию студентов, а не наоборот.
Риски внедрения новых технологий
Использование ИИ в обучении имеет как преимущества, так и риски, которые важно учитывать при разработке и внедрении образовательных программ.
Неравное обучение
Одной из проблем, с которой сталкиваются образовательные технологии, является необходимость обеспечения доступности и равных возможностей для всех студентов. Не все ученики имеют доступ к новейшим разработкам и технологическим средствам, что может привести к увеличению разрыва между образовательными учреждениями.
Замена учителей
Считается, что автоматизация процесса обучения может привести к потере человеческого фактора в образовании и ухудшению качества взаимодействия учеников с преподавателями.
Кроме того, существует опасность использования искусственного интеллекта в образовании для мониторинга и контроля учащихся. Некоторые критики считают, что сбор и анализ данных обучающихся с помощью ИИ может нарушать их право на приватность и привести к возможным злоупотреблениям.
Необученные учителя
Важно помнить, что переход к новым технологиям требует не только инвестиций, но и обучения педагогов и учащихся новым навыкам. Поэтому внедрение нейросетей, чат-ботов и виртуальной реальности в образование должно быть осуществлено системно и поэтапно с учетом всех особенностей обучающихся и образовательных учреждений.
Домашнее задание, сделанное ботом
В такой среде будет очень сложно проконтролировать, как дети выполняют домашнее задание, пишут ли ответы самостоятельно или за них работает искусственный интеллект.
Несмотря на риски, использование искусственного интеллекта в образовании имеет огромный потенциал для улучшения процесса обучения и развития студентов. Ключевым вопросом является баланс между использованием новейших технологий и сохранением человеческого фактора в образовании.
Образование в ближайшем будущем будет все более персонализированным, интерактивным и доступным благодаря использованию нейросетей, чат-ботов и виртуальной реальности. Эти технологии не только помогут улучшить качество образования, но и увеличат его доступность для всех слоев населения.
Важно помнить, что технологии — это всего лишь инструменты, а результат обучения в конечном итоге зависит от ученика и его усилий.
1 комментарий
[…] Нейросети, GPT и виртуальная реальность в образовательн… […]