Задержка психического развития (ЗПР) у детей: как распознать и что делать?
Содержание:
- Что такое задержка психического развития (ЗПР)?
- Мифы о причинах задержки
- Причины ЗПР
- Как распознать ЗПР?
- Как специалисты диагностируют ЗПР?
- Что делать, если симптомы совпадают?
Каждый родитель следит за тем, как развивается его ребёнок. Сейчас в интернете можно найти огромное количество различной информации о том, что должен уметь ребёнок каждый год своей жизни. К сожалению, эти нормы часто не имеют ничего общего с современными детьми и их развитием. Мамы паникуют, отправляют детей к специалистам, иногда даже дают лекарства, потому что диагнозы пугают.
Мы подготовили памятку для родителей, чтобы можно было «в домашних условиях» определить, есть ли у ребёнка задержка психического развития.
Что такое задержка психического развития (ЗПР)?
В общем смысле этого слова задержка — это нарушение темпа развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда все сферы развития отстают от общепринятых психологических норм конкретного возраста.
ЗПР определяется не просто отсутствием пары навыков у ребёнка. Например, ребёнок в 3 года не умеет говорить предложениями или в 5 не завязывает простой узел. Задержка подразумевает комплексное отставание в различных сферах.
Мифы о причинах задержки
Задержка психического развития на может появиться из-за того, что родители не будут заниматься с ребёнком, методы воспитания также не играют никакой роли в формировании задержки. Поэтому все разговоры о плохом воспитании или недостаточной включённости — мифы.
Также она не может появиться из-за того, что ребёнок растёт в семье билингвов или рано начал заниматься английским языком. К причинам также не относится временное прекращение занятий в связи с болезнью и прибыванием в больнице. Если ребёнок начал отставать в развитии по этим причинам, это может называться временным отставанием. И при попадании в привычную среду ребёнок быстро нагонит всё, что пропустил.
Причины задержки психического развития
На данный момент специалисты выделяют 3 основных причины:
- органические причины: сложности в беременность, болезни и инфекции мамы, тяжёлые роды, недоношенность, гипоксия;
- болезни малыша: нарушения слуха и зрения, тяжело перенесённые инфекционные заболевания, хронический отит;
- среда: травмы, неблагоприятная обстановка в семье и сильный стресс, недостаточное питание в первые месяцы жизни.
Наличие этих факторов также не гарантирует, что у ребёнка будет задержка психического развития, но важно внимательно отнестись к первым годам жизни и проконсультироваться со специалистами.
Задержка, обнаруженная в раннем возрасте, может быть компенсирована практически полностью.
Как распознать ЗПР и не перепутать с другими особенностями?
ЗПР иногда можно перепутать с нарушением развития или с возрастным кризисом.
ЗПР и возрастные кризисы
Главное отличие ЗПР от возрастного кризиса заключается в длительности изменений и отставания ребёнка. Если ребёнок резко стал капризным, много плачет, ничего не хочет, отказывается играть и заниматься, а любые изменения в привычном расписании стали причиной истерики, то может быть, он просто проходит возрастной кризис в рамках нормы. Есть несколько основных возрастных кризисов, которые выделяют специалисты: кризис1 года, 3 лет, 6-7 лет и подростковый возраст. В некоторых случаях кризисов может быть больше. Но самое главное отличие возрастного кризиса от задержки психического развития — после сложного этапа всё возвращается на место: у ребёнка появляется познавательный интерес, он быстро нагоняет всё, что пропустил, пока топал ногами и кричал, добиваясь внимания мамы. При грамотной стратегии поведения родителей, кризис может проходить более мягко, и ребёнок постепенно адаптируется к новому этапу взросления. Задержка же не прекращается спустя время и присутствует у ребёнка постоянно.
Возрастные кризисы — норма развития, ЗПР — нет.
Задержка психического развития и нарушения развития
Если задержку можно компенсировать, то нарушения развития — намного сложнее. Нарушения часто связаны с органическими причинами — в этом случае мозг ребёнка работает иным образом, иногда это может быть необратимо. Нарушения можно исправить в значительной степени, но с некоторыми особенностями ребёнка родителям придётся смириться на всю жизнь.
Задержка психического развития при своевременной диагностики и грамотном подходе может быть компенсирована полностью.
Первые годы жизни — одни из самых важных в развитии человека, поэтому следует уделять много внимания этому этапу, чтобы вовремя заметить сложности.
Как специалисты диагностируют ЗПР?
Всего процесс развития ребёнка можно рассмотреть с нескольких сторон: когнитивное развитие, эмоционально-волевая сфера, речь, физическое развитие — мелкая и крупная моторика, развитие бытовых и социальных навыков.
Диагностика ЗПР начинается с 2 лет. В год проверка не проводится, но есть тревожные звоночки, на которые следует обратить внимание:
- малыш на месяц позднее норм начал держать голову, ползать (или пропустил этап ползания совсем), поворачиваться, вставать и т.д.;
- нарушена координация движений — не может играть в «ладушки» или «сороку-ворону», например, плохо держит предметы;
- снижена двигательная активность;
- часто непонятны его эмоции или эмоциональность снижена.
В этом случае лучше обратиться к неврологу, задать волнующие вопросы и пройти обследование.
В 2 года у ребёнка уже сформировались многие навыки, и специалисту становится более понятно, что происходит.
ЗПР в 2 года может быть выявлена у ребёнка, если он:
- не знает своё имя;
- пускает много слюней;
- много плачет, проявляет необоснованную агрессию;
- не реагирует и не отвечает на вопросы;
- плохо ест и спит, повышена тревожность
Признаки ЗПР в 3 года:
- отсутствие или сильные дефекты речи;
- ребёнок не знает (не может показать, не изображает звуками) животных, части тела, предметы быта, игрушки;
- неспособность показать предмет на картинке или выполнить элементарной задание по возрасту;
- игра происходит только по определённому сценарию с бедным сюжетом;
- частые истерики
- словарный запас до 20 слов (словами считается и звукоподражание тоже)
В 4 года происходит более полная диагностика ребёнка по нескольким сферам: физические, познавательные, социальные. Именно в этом возрасте уже можно начать коррекцию.
К физическим симптомам специалисты относят:
- нарушения мочеиспускания;
- слабость, маленькая подвижность, утомляемость;
- слабый тонус мышц;
- головные боли;
- сильная морская болезнь;
К познавательным:
- невозможность воспринимать информацию на слух или визуально;
- отсутствие связной речи;
- плохая память;
- отсутствие базовых представлений о мире.
К социальным:
- психический инфантилизм (не соответствующий возрасту);
- замкнутость, отсутствие желания коммуникации с другими детьми;
- истерия.
В данном случае обычно у ребёнка снижена мотивация к познанию и изучению мира.
Обратим ваше внимание, что данные симптомы также могут указывать и на другие особенности. В любом случае стоит проконсультироваться со специалистами.
Задержка психического развития подразумевает и то, что у ребёнка есть особенности психики:
- в первую очередь страдают речь, внимание и фонематический слух, это сказывается на коммуникации;
- эмоции ребёнок проявляет ярко, но не стабильно — скачками;
- познавательная деятельность нарушена частично, но не полностью (то есть она присутствует)
- присутствует творческая активность: дети с ЗПР часто любят рисовать;
- мыслительная деятельность развивается скачками.
Что делать, если симптомы совпадают?
В первую очередь важно помнить, что присутствие некоторых симптомов не говорит о ЗПР. Поставить диагноз может только врач. Поэтому нужно выдохнуть, записаться на обследование к педиатру и неврологу и, если всё-таки, опасения оправдались вовремя начать коррекционную работу с дефектологом и логопедом.
Для детей с диагнозом ЗПР существует отдельный вид обучения, при этом два из четырёх вариантов обучения предполагают, что ребёнок по итогам обучения получает такой же аттестат, как и остальные дети без ограничений здоровья.
Главное, не забывать, что любой ребёнок должен быть принят и любим.
1 комментарий
У нас была задержка. Очень нервничала, переживала, но к 7 годам выравнилось. Много времени потратили на разные мероприятия, я даже уволилась с работы, но это того стоило. Главное, это внимание таким детям, и есть шанс, что будет все хорошо.