Развитие критического мышления у ребенка
За 10 лет работы в начальной школе я отметила у своих учеников тенденцию к снижению способности анализировать информацию. К сожалению, многие дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, выделяют главное, структурируют информацию, делают выводы. Так, например, частой проблемой при работе с задачами на уроках математики является неумение верно составить краткую запись. А если ученик не умеет составить краткую запись, значит, он не видит структуру задачи, не осознает взаимосвязи её компонентов. И шанс решить задачу верно значительно снижается. Очень часто у таких учеников решение сводится к компоновке примеров из имеющихся чисел в условии, без понимания их взаимосвязи.
В чем же дело? Отвечаю: в недостаточном развитии уровня критического мышления.
Что с этим делать? Все просто: систематически развивать. Благо, методов развития критического мышления превеликое множество. В этой статье я расскажу о пяти наиболее часто используемых в моей практике.
Mind map (интеллект-карта)
Интеллект-карта — это способ представления информации при помощи схем. Развивает умение анализировать, структурировать информацию и устанавливать взаимосвязи. Подходит как для младших школьников, так и для старшей возрастной группы. Подготавливает учеников к составлению конспектов.
Пример использования на уроках. Карта-схема о морфологических признаках части речи. Ученики вместе с преподавателем могут составить такую карту на занятии по русскому языку.
Fishbone (диаграмма «рыбьей кости»,
или причинно-следственная диаграмма)
Данный способ похож на предыдущий и помогает представить информацию с помощью диаграммы, которая имеет вид рыбьего скелета. Отличительная особенность причинно-следственной диаграммы в том, что она дает возможность найти способ решения «проблемы». Этот метод наиболее эффективен во время мозгового штурма.
Пример использования на уроках. Схема, отображающая порядок работы над задачей. Ученики могут составить такую диаграмму на занятии по математике.
Кубик Блума
Представляет собой кубик с надписями «Почему», «Подумай», «Предложи», «Объясни», «Назови», «Поделись» на каждой из сторон. Помогает сгенерировать задания к теме, рассмотреть её под разными углами.
Пример использования на уроках. При работе над литературным произведением можно предложить учащимся самостоятельно составить себе задание, начинающееся со слова, выпавшего на кубике. Учащийся, который сформулировал задание, переадресовывает его однокласснику, который, в свою очередь, отвечает и генерирует новое задание.
По произведениям В.И. Белова о собаке Мальке вопросы могут получиться, например, такие:
- ПОЧЕМУ хозяйка ругала Мальку?
- ПОДУМАЙ, какую главную мысль автор хотел донести до читателя?
- ПРЕДЛОЖИ своё название для рассказа.
- ОБЪЯСНИ, куда делись щенки Мальки.
- НАЗОВИ имена героев рассказа.
- ПОДЕЛИСЬ своими впечатлениями от прочитанного произведения.
Шесть шляп мышления
Данный метод помогает находить нестандартные решения, работать над творческими задачами. Отлично подходит для того, чтобы вырабатывать у учащихся способность выражать собственную точку зрения, подвергать её критике, допускать варианты других точек зрения.
Пример использования на уроках. На занятии можно предложить ученикам рассмотреть сложный вопрос с шести разных точек зрения. Например, на уроке окружающего мира с учениками можно обсудить бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.
Проблемный вопрос: почему воду нужно беречь?
- Белая шляпа (факты): 97,5% воды в мире является соленой водой, и только 2,5% приходится на пресную воду;
- Красная шляпа (интуиция, эмоции): человечество боится остаться без питьевой воды;
- Черная шляпа (критика): рано или поздно ресурс чистой питьевой воды исчерпается;
- Жёлтая шляпа (позитив): данная проблема объединяет людей.
- Зелёная шляпа (креатив): вопрос наталкивает на поиск новых решений и технический прогресс;
- Синяя шляпа (логика): воду необходимо беречь для будущих поколений, потребляя её разумно, без излишеств.
Метод ассоциаций
Метод, в котором мозговым штурмом подбираются все приходящие в голову ассоциации на заданное слово, даже самые невероятные. Благодаря этому ученики расширяют видение мира и словарный запас, ищут и находят решения в самых неожиданных местах.
Пример использования на уроке. На уроке иностранного языка можно попросить учеников подобрать максимальное количество ассоциаций к заданному слову.
Исходное слово «Happy» (счастье)
Возможные ассоциации: family (семья), ice cream (мороженое), sun (солнце), smile (улыбка), balloon (воздушный шарик), peace (мир), rainbow (радуга), holiday (праздник), games (игры) и т.д.
Цель данной статьи — рассказать родителям и педагогам о важности развития критического мышления у детей и предложить доступные, нескучные для ребенка способы решения проблемы. Надеюсь, перечисленные мной методы вас заинтересовали, и вы легко найдете им применение в жизни. Удачи!