
ЕГЭ по литературе — 2025: важные изменения
Содержание:
- Резонанс прошлых изменений и текущие нововведения
- Новые требования к заданиям
- Новые темы сочинений в ЕГЭ по литературе — 2025
- Рекомендации для подготовки к ЕГЭ по литературе — 2025
В 2025 году ЕГЭ по литературе претерпел серьезные изменения, которые станут настоящим вызовом для школьников и педагогов. Новый подход экзамена ориентирован не только на проверку базовых знаний, но и на развитие аналитического мышления, способности читать между строк и создавать собственные интерпретации.
Изменения затронули структуру заданий и требования к подготовке. Важно понимать, что текущие новшества хоть и усложнили экзамен, но и повысили его справедливость. Рассмотрим, что именно изменилось и как выпускникам справиться с этим испытанием.
Резонанс прошлых изменений и текущие нововведения
В прошлом году изменения в ЕГЭ по литературе вызвали множество дискуссий. Ограничение на использование текстов определенного временного периода в заданиях привело к тому, что многие школьники допускали ошибки при определении веков, теряя много баллов. В 2025 году такие ограничения сняли, но вместо этого задания усложнились.
Пример изменений: если в прошлом выпускнику предоставлялась задача сравнить персонажей из разных произведений, но они могли свободно выбрать эти произведения, то теперь задания требуют строго сопоставлять образы персонажей из предложенных текстов.
Рассмотрим подробнее новые требования к заданиям
1. Изменения в пятом задании
Задание на сопоставление персонажей претерпело важные изменения. Теперь выпускнику не нужно гадать, какие произведения следует сравнивать. Пример нового формата задания:
«Опираясь на приведенный фрагмент, сопоставьте образ Наташи Ростовой с образом Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Как проявляются различия в характерах героинь через их отношения с родными?»
Теперь для успешного выполнения задания необходимо не только внимательно прочитать предложенные отрывки, но и тщательно подготовиться, зная характеры героев самых разных произведений, включенных в школьную программу. Это также увеличивает важность глубокого анализа текста и способности к интерпретации.
2. Изменения в восьмом задании
В восьмом задании произошли изменения в количестве и типах художественных средств. Если раньше требовалось выделить пять тропов, то теперь их нужно искать семь. Это означает, что выпускники должны более детально подходить к анализу текста. В дополнение к классическим метафорам, эпитетам и сравнениям, к анализу добавлены новые элементы, такие как «вечные вопросы» или «общеупотребительная лексика».
3. Изменения в десятом задании
Ранее в десятом задании выпускникам нужно было выбрать стихотворение определенного временного периода. В 2025 году ограничения по времени сняты, но вместо этого введены строгие правила для выбора произведения.
Задание формулируется следующим образом: приведите пример стихотворения (с обязательным указанием фамилии поэта), где поднимаются вопросы о природе. Затем сравните выбранное Вами произведение со стихотворением В. А. Жуковского, следуя указаниям в инструкции.
Если ученик выберет неподходящее произведение, не относящееся к художественной литературе, или произведение автора из задания, ответ будет аннулирован. Это нововведение направлено на исключение случайных и неподобающих материалов и требует, чтобы выпускники опирались на классическую литературу.
К примеру, в кодификаторе снова указаны произведения таких классиков, как Жуковский, Пушкин, Гоголь, Грибоедов и Лермонтов. Это значит, что ученикам предстоит подробно изучить такие тексты, как «Евгений Онегин» и «Мертвые души», а также другие произведения золотого века русской литературы. Для успешного выполнения задания нужно помнить основные события и уметь тонко анализировать детали.
Новые темы сочинений в ЕГЭ по литературе — 2025

Одним из самых значимых изменений является обновление тем сочинений. Задания 11.1–11.3 теперь гораздо более разнообразные и глубокие. Это позволяет выявить не только знания школьника, но и его способность к размышлениям, анализу и аргументации. Примеры новых тем:
11.1. «Каким должен быть герой нашего времени?» — тема, которая требует не только анализа литературных персонажей, но и умения провести параллели с современными реалиями.
11.2. «Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне» — эта тема фокусируется на прозе, а не поэзии, что добавляет сложности, так как требует внимательного анализа произведений о войне.
11.3. «В пьесе Горького „На дне“ какую точку зрения вы поддерживаете в отношении образа Луки: философа-гуманиста или обманщика?» — в этом задании нужно внимательно разобрать философские идеи и моральные дилеммы, стоящие перед героями пьесы.
Кроме того, новые правила предполагают, что на задания с развернутым ответом можно будет допустить не более двух ошибок. Если ученик напишет о конфликте Печорина и общества, но сделает две логические ошибки, это может снизить итоговый балл.
Рекомендации для подготовки к ЕГЭ по литературе — 2025

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 2025 году, ученикам стоит следовать нескольким ключевым рекомендациям:
- Читать и анализировать произведения целиком. Пересказы больше не спасут. Нужно не только понимать содержание произведений, но и глубоко анализировать их смысл и художественные особенности.
- Практиковать написание сочинений по новым темам. Постоянная практика написания сочинений, особенно по сложным и глубоким темам, поможет выработать грамотный стиль и развить навыки аргументации.
- Осваивать литературоведческую терминологию и приемы. Необходимо понимать, как слова автора создают эмоциональное воздействие.
- Использовать дополнительные ресурсы. Читать блог онлайн-школы, в котором публикуются полезные советы по подготовке к экзаменам. Эти материалы помогут разобраться с самыми сложными заданиями.
- Обратиться к репетитору при необходимости. Опытный преподаватель поможет восполнить пробелы, научит эффективно анализировать тексты и объяснит, как правильно отвечать на вопросы экзамена.
ЕГЭ по литературе в 2025 году станет одновременно сложнее и справедливее. Новые форматы заданий исключают двусмысленность, но требуют от школьников обширных знаний всей программы и глубокой подготовки. Эти изменения направлены на то, чтобы выявлять не просто заученные ответы, а реальное понимание литературы и умение анализировать ее.

Попробуйте неделю бесплатно
