
Что планируют изменить в образовании в ближайшее время
Содержание:
В Госдуме обсудили стратегию развития образования в России, которая будет действовать до 2036 с возможностью продления до 2040.
На заседании, которое прошло в формате «правительственного часа», собрались высокопоставленные чиновники, включая вице-премьера и министров. Основное внимание было уделено вопросам модернизации образовательной системы, повышения качества обучения и внедрения цифровых технологий.
Многие из предложенных инициатив уже поднимались в прошлом, но теперь рассматриваются в рамках долгосрочной стратегии, и это подчеркивает необходимость комплексного подхода к образовательным реформам.
Обсуждались также меры по укреплению среднего специального образования и повышению его привлекательности для молодежи. Сергей Кравцов, министр просвещения, в своём выступлении отметил основные положения новой стратегии образования.
Вот основные из них:
· Патриотическое воспитание;
· Доступность образования без репетиторов;
· Единая программа образования;
· Незыблемость воспитания;
· Профессиональная подготовка учителей — без коммерческих курсов переподготовки;
· Унификация образовательного пространства;
· Разработка новых учебников по истории и обществознанию.
· Профориентация и разработка программы «Профессионалитет»;
· Традиционные ценности в образовании;
· Хорошее техническое оснащение школ;
· Повышение престижа профессии педагога;
· Снижение бюрократической нагрузки;
· Достойная заработная плата для учителей.
Нехватка учителей

На заседании депутаты обсудили некоторые проблемы в реализации этих принципов. На данный момент наблюдается нехватка учителей по математике и физике. А также огромное количество возрастных педагогов, которых некем заменить — молодые специалисты не хотят идти в школу из-за несоответствия зарплаты и нагрузки.
Как ответил Кабмин?
Для начала узнать реальные цифры нехватки учителей, а далее улучшать их работу:
· обеспечивать безопасность психологического и физического характера;
· пересмотреть профессиональную подготовку учителей в вузах — выделить больше часов по дидактике и методике;
· во избежание перегрузки в связи с заполнением документов педагоги могут заполнять всего 5 обязательных документов.
Это правило начнет действовать с 1 марта 2025 года и для воспитателей тоже. Также педагоги могут подать жалобу на большую бюрократическую нагрузку на сайте Рособрнадзора в «Сферуме» — об этом сообщил Музаев.
Зарплата педагогов

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал, что сейчас часто у педагогов заработная плата в регионах ниже прожиточного минимума.
Поэтому депутаты пообещали рассмотреть этот вопрос в рамках Стратегии. Земским учителям пообещали повысить компенсацию до 2 миллионов, северным и дальневосточным — до 4 миллионов. Также правительство предложило ввести систему поощрений за достижения во взрослой жизни.
Репетиторы

Вячеслав Володин затронул вопрос о чрезмерной зависимости от репетиторов. Кажется, что и программа единая, и подготовка к ЕГЭ чётко прописана, но почему-то родителям всё равно приходится тратить много средств на дополнительные занятия. Почему?
Ольга Васильева — президент Российской академии образования — отметила, что это происходит по нескольким причинам. Во-первых, в программе не предусмотрено достаточное количество времени для повторения материала. Поэтому родителям приходится искать репетиторов, чтобы специалисты смогли в спокойном режиме повторять материал с детьми в свободное от занятий время.
Второй причиной Ольга назвала недостаточность нравственного воспитания молодых педагогов. Она считает, что необходимо учитывать воспитание моральных качеств, чтобы учителя не брали на себя дополнительную нагрузку после школьных уроков с теми же учениками, с которыми они работают в школе.
Курсы переподготовки учителей
На заседании кабмин активно обсуждал профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации для педагогов.
Вячеслав Володин заметил, что сейчас существует множество различных программ, которые подразумевают, что ты можешь стать учителем физики за короткий срок.
Министр просвещения отметил, что необходимо принять закон, который ограничит учителей от такой лёгкой и фиктивной подготовки. Переподготовка должна проводиться согласно государственной программе в госучреждениях. 12 февраля этот документ был представлен на рассмотрение Государственной Думы. Инициаторы документа: Петр Толстой, руководитель комитета по просвещению Ирина Белых, руководитель комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга.
Кроме того, обсудили и профподготовку в учебных заведениях. Валерий Фальков, занимающий пост министра науки и высшего образования, предложил убрать бакалавриат и оставить специалитет для того, чтобы все педагоги были подготовлены на одной уровне.
Автоматизированное ЕГЭ
В процессе рассмотрения Стратегии также стал вопрос про шаблонность заданий ЕГЭ. Учителя отмечают, что подготовка к ЕГЭ исключают креатив и не воспитывают творческую личность.
Разработчики ответили, что некоторые изменения в ЕГЭ уже внесены: тестовую часть убрали, появились творческие вопросы. Однако есть проблема, чтобы внести ещё больше изменений — в основном, она связана с тем, что дошкольная, школьная программа и программы вузов рассинхронизированы. Поэтому в некоторых местах случаются перегрузы, и это влияет на подготовку к ЕГЭ.
В Стратегии образования обещают равномерно распределить нагрузку и более грамотно продумать ЕГЭ.
По итогам обсуждения Стратегии развития образования Госдума приняла постановление, за которое проголосовало 414 депутатов.

Попробуйте неделю бесплатно
