Как мотивировать ребенка к онлайн-обучению?
Школьники нередко испытывают на себе трудности дистанционного обучения: невысокая внутренняя мотивация, отсутствие живого контакта с одногруппниками, непривычная форма подачи материала, слабая самоорганизация. При дистанционном обучении «онлайн-ученик» значительную часть времени проводит в самостоятельном освоении материала. Именно поэтому одним из важнейших факторов успешного дистанционного образования является правильная мотивация. Давайте подумаем, что может являться хорошей мотивацией для ученика. Чаще всего — хорошие оценки, интересный учебный процесс, перспектива быть лучше других студентов, подарки и бонусы и, конечно же, поощрение и похвала.
Почему нужно хвалить студентов? Как их хвалить и мотивировать? Это довольно сложные вопросы, но на них стоит обратить внимание.
Нет никаких сомнений, что похвала и мотивация связанны. Родителю, как и учителю, необходимо заставить ребенка чувствовать прогресс, особенно если этот ребенок испытывает трудности в обучении. Хвала и мотивация важны для того, чтобы трудности не сломили ученика, не заставили его сдаться. При этом важно сохранить баланс, так как слишком частая похвала может потерять свою ценность и не действовать на ребенка правильным образом.
Итак, как же правильно мотивировать ребенка? Приводим несколько советов.
Сфокусируйтесь на достижениях ребенка
Обращайте внимание на то, к чему дети действительно приложили усилия. Хвалить нужно за конкретные поступки. Когда вы хвалите ребенка лишь для того, чтобы сподвигнуть его к каким-либо действиям, а на самом деле он не предпринял никаких попыток в обучении, похвала обесценивается и не помогает. Более того, если детей в семье несколько, то остальные учащиеся, которые старались и выполняли задания, могут быть обижены. Создайте систему наград для усилий и усердия детей. Например, даже если ребенку не удалось получить отличную или хорошую оценку за задание, но на него было потрачено много времени — это тоже можно оценить и похвалить.
Будьте конкретными
Сухое «молодец» — не лучший вариант для поощрения. Детям важно понимать, за что они получили похвалу, какие действия привели к этому. Будьте конкретными — что именно было хорошо? Такой подход будет положительно влиять на мотивацию.
Индивидуальность — наше все. Никаких сравнений
Да, соревновательный момент также мотивирует детей, но только когда они находятся на самом уроке, в процессе выполнения конкретного задания. Педагог может поручить ученикам лучше объяснить правило или быстрее решить пример. Когда дети находятся в группе, они на подсознательном уровне сопоставляют себя с кем-то из класса, и многих желание быть лучше или хотя бы наравне мотивирует к учебе. Совсем другое дело, когда такое сравнение исходит от родителей. В таком случае дети станут анализировать свою жизнь, сравнивая её с жизнью других детей. Плохо, когда дети живут и действуют в попытках соответствовать чьим-то стандартам. При сравнении с другими подросток не может адекватно оценивать свои способности и умения, а ведь у каждого они уникальные — кто-то лучше говорит, кто-то более успешен в анализе, у кого-то развиты математические способности, кто-то — истинный филолог. Укажите ребенку на его индивидуальные особенности и похвалите его за них!
Постановка целей
Ученику, как и любому другому человеку, важен результат, к которому он будет стремиться. Этот результат должен быть осязаем и сформулирован четко и конкретно. Часто молодые люди не видят долгосрочной цели в силу отсутствия опыта, и, соответственно, полагают, что учёба может быть отложена на второй план. Важно, чтобы родители помогали ученикам формулировать цели, проговаривая, как обучение поможет им в их достижении. Именно родители, как главные примеры и модели поведения, могут показать ребенку, как усердная работа и обучение могут помочь в жизни. Для бОльшей мотивации особенно полезно ставить перед учеником небольшие задачи — например, выучить N-е количество слов по теме «Дом» на английском и свободно описать свою комнату. Такое достижение микроцелей даст студентам ощущение успеха и будет вдохновлять на новые свершения.
Причинно-следственная связь
Этот совет связан с предыдущим, так как часто дети не понимают, для чего им необходимо прилагать усилия в изучении какого-либо предмета. Несомненно, в основном это задача педагога — показать значимость своего предмета и то, как дети смогут использовать знания на практике. Но, так как преподаватель проводит со студентами ограниченное количество времени, в силах родителей помочь учителю в этом нелегком деле. Покажите, как школьные знания можно применить в реальной жизни, попробуйте вовлечь ребенка в ситуацию, в которой он сможет использовать свою эрудицию. На ярком примере легче понять, что любые знания — это база, которая в любой момент может пригодиться.
Помните, все, что вы говорите — важно для подростков и детей!
Изображение от cookie_studio на Freepik