7 эффективных техник тайм-менеджмента для подростка: подробный гайд
Содержание:
- Создание расписания
- Постановка целей
- Установка промежутков отдыха
- Управление отвлечениями
- Планирование задач по приоритету
- Делегирование
- Анализ времени
- Топ приложений для тайм-менеджмента
Если вы хотите добиться успеха, нужно приложить к цели максимум усилий. Однако сказать проще, чем сделать, тем более, когда весь интернет пестрит мотивацией и успешным успехом, магией утра, а вы даже не знаете, с чего начать. Мы собрали самый большой гайд по действительно работающим техникам, проверили каждый способ. Попробуйте советы из этой статьи, выберите самый подходящий для вас способ повышения продуктивности и, самое главное, практикуйте его каждый день. Уже после первой недели вы отметите, как учиться стало легче, а времени стало больше.
1. Создание расписания
Составьте ежедневное расписание, включающее время для учёбы, занятий спортом, хобби, отдыха и общения с друзьями. Ставьте приоритеты и придерживайтесь этого расписания. Давайте попробуем разобраться, как составить расписание, которое будет работать:
- Определите свои цели. Сначала определитесь, какие цели вы хотите достичь в течение дня. Это могут быть академические, спортивные или хобби-цели. Определите, на какое время вам нужно сосредоточиться и достигнуть определенных результатов.
- Оцените доступное время. Оцените, сколько времени у вас есть для различных задач в течение дня. Учтите время на учебу, спорт, отдых, время на общение с друзьями и семьей, а также другие обязанности. Не забывайте заложить в своё расписание время на дорогу и подумайте, чем вы можете занять себя в пути. Например, прослушать аудиокнигу, которую задали по литературе или послушать подкаст на тему по истории. Тем самым вы сохраните больше времени на другие задачи.
- Расставьте приоритеты задач. Определите, какие задачи являются наиболее важными и требуют большего внимания и сосредоточенности. Установите порядок приоритетов и продолжайте работать в соответствии с ними.
- Разделите время на блоки. Разделите свой день на блоки времени, отведенные для различных задач. Например, установите определенное время для утренней рутины, учебы, занятий спортом, домашней работы и отдыха. Помните о важности включения в расписание перерывов для отдыха и восстановления энергии.
- Внимательно планируйте учебу. Назначьте конкретные временные слоты для учебы, чтобы гарантировать, что вы выделяете достаточно времени для каждого предмета. Разбейте учебный материал на более мелкие задачи и установите сроки для их выполнения.
- Будьте гибкими. Помните, что расписание — это гибкий инструмент, который может быть подстроен под ваши индивидуальные потребности и обстоятельства. Будьте готовы вносить изменения в расписание, если возникают неожиданные ситуации или новые приоритеты. Очень важно договориться с собой, что отклонение от расписания — не провал всего планирования, а новый опыт, который вам был нужен.
- Используйте технологию. Расписание можно составить с использованием различных приложений и инструментов тайм-менеджмента. Существуют приложения, которые помогают вам запланировать, отслеживать и организовывать ваше время. Вы можете использовать цифровые календари, напоминания и планировщики задач для более эффективного управления вашим расписанием. В конце статьи обязательно посмотрите чек-лист полезных приложений.
2. Постановка целей
Вам нужно определить свои долгосрочные и краткосрочные цели. Например, если вы готовитесь к экзаменам, вам понадобится разбить материал на небольшие задачи и установить сроки для их выполнения. Как установить цели и не запутаться в них по технике SMART:
- Специфичные (Specific). Цель должна быть ясно определена и конкретна. Вместо того, чтобы поставить цель «улучшить учебные результаты», назовите конкретный предмет или навык, над которым вы хотите работать, например, «повысить оценки по математике на 10%».
- Измеримые (Measurable). Цель должна быть измерима, чтобы можно было определить, достигнута ли она. В нашем примере, определите, какую конкретную оценку вы хотите достичь или какой процентный прирост вы хотели бы видеть.
- Достижимые (Achievable). Цель должна быть реалистичной и достижимой. Убедитесь, что у вас есть ресурсы, знания и возможности для достижения этой цели. Если у вас нет возможности учиться 8 часов в день, не ставьте себе такую цель.
- Релевантные (Relevant). Цель должна быть связана с вашими ценностями, интересами и долгосрочными планами. Убедитесь, что ваша цель отражает то, что действительно важно для вас и будет приводить к вашему личному росту.
- Ограниченные во времени (Time-bound). Цель должна быть ограничена конкретным сроком. Установите дедлайн, по которому вы хотите достичь своей цели. Например, «достичь желаемых оценок по математике в течение следующего учебного года».
Пример SMART-цели: улучшить оценки по английскому языку на одну единицу (из 5) в течение следующего четверти, регулярно участвуя во внеклассных мероприятиях по английскому, проводя каждый день по 30 минут на домашнюю подготовку и запросив помощь у учителя в случае затруднений.
3. Установка промежутков отдыха
Важно помнить, что перерывы являются неотъемлемой частью продуктивного времени. Вы должны планировать промежутки отдыха между заданиями, чтобы отдохнуть и собраться с мыслями. Какие способы планирования отдыха действительно работают:
- Техника «Помодоро» (Pomodoro technique). Одна из популярных техник управления временем. Суть её заключается в следующем: выделите блоки времени (обычно 25 минут), называемые «помидорами», в течение которых вы сосредотачиваетесь только на выполнении одной задачи. Затем сделайте паузу на 5-10 минут. После четырех «помидоров» сделайте длительную паузу в 15-30 минут. Эта техника позволяет мозгу отдохнуть и возвращает его к состоянию максимальной концентрации.
- Техника «90 минут рабочего времени» (90-minute work blocks). Эта техника предполагает работу в течение блока времени продолжительностью 90 минут, за которым следует промежуток отдыха или смена активности. Каждый блок предоставляет достаточно времени для погружения в работу, а затем переключения на другую задачу или отдыха.
- Активный отдых. Проведение промежутков отдыха необходимо посвятить деятельности, которая помогает вам отключиться от работы и расслабиться. Это может быть физическая активность, медитация, прогулка на свежем воздухе или другая форма деятельности, которая вам приносит удовольствие.
- Энергетические циклы. У каждого человека есть более и менее продуктивные часы в течение дня. Наблюдайте, когда ваша энергия наиболее высока, и используйте этот промежуток времени для выполнения более сложных и важных задач. Остальное время можно использовать для более легких задач или отдыха. Самое главное: если вам комфортно заниматься рано утром — занимайтесь, если после обеда или вечером — занимайтесь. Не слушайте модные изречения о том, как важно успеть сделать все дела до зари.
- Экспериментируйте и настраивайтесь на себя. Каждый человек уникален, и не существует универсального подхода к выбору промежутков для отдыха. Определите, какие промежутки отдыха и какую продолжительность вы предпочитаете, и экспериментируйте, чтобы найти оптимальный баланс между работой и отдыхом.
4. Управление отвлечениями
Установите временные ограничения для использования электронных устройств, чтобы подружиться с техникой «цифрового паузы». Как справиться с навязчивым желанием «посёрфить в интернете»:
- Создайте «зону свободы от отвлечений». Выделите определенное рабочее место или пространство, свободное от отвлекающих элементов, таких как смартфоны, телевизоры, социальные сети и другие электронные устройства. Убедитесь, что это место предназначено только для работы или учёбы.
- Используйте технику «блокировки времени». Определите периоды времени, когда вы полностью сосредоточены на выполнении задач, и установите временные ограничения для использования отвлекающих факторов, таких как социальные сети или интернет-сёрфинг. Например, назначьте 30-минутные блоки работы без доступа к социальным сетям.
- Используйте приложения для блокирования сайтов. Установите приложения или расширения браузера, которые блокируют доступ к отвлекающим веб-сайтам и приложениям на определенное время. Это поможет вам избежать искушения смотреть социальные сети или видео во время работы.
- Установите режим «тихого» или «отключенного» уведомления. Выключите уведомления на своих устройствах, чтобы не получать уведомления о новых сообщениях, электронных письмах и других отвлекающих факторах. Это позволит вам сосредоточиться на актуальной задаче, не отвлекаясь на постоянные уведомления.
5. Планирование задач по приоритету
Вам следует научить расставлять приоритеты в своих задачах и определять, какие задания требуют большего внимания и срочности. Ранжируйте задачи в соответствии с их важностью и срочностью. Для этого можно использовать матрицу Эйзенхауэра, которая разделяет задачи на четыре категории: срочно и важно, не срочно и важно, срочно и не важно, не срочно и не важно. Задачи из первой категории должны считаться наивысшим приоритетом.
Задачи, которые напрямую помогут вам достичь ваших целей и приоритетов, должны иметь более высокий приоритет. Ориентируйтесь на то, что будет способствовать вашему долгосрочному успеху и успокоит вас знанием, что вы работаете в нужном направлении. Крупные задачи могут быть подавляющими и сложными. Разделите их на более мелкие и управляемые подзадачи. Это поможет вам более точно планировать время на выполнение каждой задачи и позволит легче управлять процессом.
6. Делегирование
Если есть возможность делегировать некоторые обязанности, например, просить помощи старших родных или друзей, чтобы сократить задачи, это может помочь сосредоточиться на более важных делах. Три основных принципа делегирования:
- Определите задачи, которые могут быть делегированы. Это могут быть домашние дела, обязанности в школе или вне её, дополнительные занятия или другие обязанности, с которыми вы сталкиваетесь.
- Идентифицируйте подходящих кандидатов для делегирования. Подумайте о людях, которым можно доверять выполнение этих задач. Это могут быть родственники, друзья, учителя или тренеры.
- Запросите помощь. Нужно быть открытым и обратиться к выбранным кандидатам, чтобы попросить их о помощи в выполнении задач. Объясните им, почему это важно и какая роль им предоставлена в этом процессе.
7. Анализ времени
Может быть полезно вести ежедневный журнал времени для отслеживания его активностей и выявления областей, где есть возможность улучшения в управлении временем. Что важно учитывать в анализе времени:
- Отслеживайте время. Начните отслеживать свое время в течение недели. Запишите, сколько времени вы тратите на учебу, домашние задания, занятия спортом, хобби, социальные мероприятия и отдых. Используйте таймеры, планировщики или мобильные приложения для отслеживания времени.
- Определите области, где вы тратите больше времени. Проверьте свои записи и определите, в каких областях вы тратите больше времени. Уделяете ли вы достаточно времени учебе и выполнению домашних заданий? Слишком ли много времени вы тратите на социальные медиа или другие отвлекающие факторы?
- Оцените свою продуктивность во время учебы. Используйте анализ данных, чтобы оценить, какую продуктивность вы достигаете во время учебы. Заметьте, в какие моменты дня вы наиболее концентрируетесь и находитесь в состоянии максимальной продуктивности.
Советуем к прочтению: советы по тайм-менеджменту для домашнего онлайн-обучения.
Топ приложений для тайм-менеджмента
1. Todoist. Мощное приложение для создания и управления списками дел, задачами и проектами. Вы можете установить сроки выполнения задач, отслеживать прогресс, устанавливать приоритеты и делиться списками дел с другими.
2. Evernote. Это приложение позволяет вам создавать заметки, списки дел, сохранять ссылки и синхронизировать их между разными устройствами. Вы можете организовывать свои заметки по категориям, добавлять теги и делать поиск по всему содержимому.
3. Forest. В этом приложении вы можете использовать метод Pomodoro для управления своим временем. Выращивайте виртуальные деревья во время работы и избегайте отвлекающих вещей. Если вы выйдете из приложения, ваше дерево умрёт. Это игровой подход к повышению продуктивности.
4. Trello. Это организационное приложение, которое позволяет создавать визуальные доски для управления проектами, задачами и списками дел. Вы можете создавать карточки, перемещать их по доске для отслеживания прогресса и добавлять комментарии и вложения.
Ищите свой способ стать продуктивнее, используя этот материал. Желаем вам успехов в учёбе!
Комментариев: 2
Мы на курсах по бизнесу изучали smart, сейчас пользуюсь для подготовки к экзаменам, очень эффективно!
Очень классная статья, узнала много новых приложений! Спасибо!