Как жить с синдромом дефицита внимания у ребенка. Советы родителям
Ранее я рассказывала, что такое синдром дефицита внимания. Там мы подробно остановились на том, как проявляется СДВ(Г) у детей и по каким признакам можно заподозрить, что ребёнку требуется помощь. Теперь я хочу подробнее рассказать, что могут сделать родители для адаптации своего ребёнка, ведь для терапии СДВГ нужны комплексный подход и вовлеченность.
Обсудите проблему
Первое и самое важное — расскажите ребёнку, что с ним происходит, обсудите проблему и расскажите, как можно её решить. Также обязательно проинформируйте педагогов в школе об особенностях синдрома. Это поможет им скорректировать свою работу.
Выстроите режим дня
Начните выстраивать режим дня. Это поможет структурировать активность. Сделайте вместе визуальное расписание или чек-лист. И заведите себе правило планировать вместе каждый день. Дайте ребёнку возможность выбора комфортного для него варианта планирования и понаблюдайте, насколько тот или иной формат эффективен на практике.
Чередуйте активности
Планируя день, помните, что активности должны чередоваться. Не заставляйте ребёнка заниматься одной и той же деятельностью, если он не увлечён ей. Если же вы выбрали формат онлайн-обучения, то у вас больше возможностей подстраивать расписание под нужды ребёнка.
Следите за комнатой ребенка
Организуйте комнату ребёнка так, чтобы у него было меньше возможностей отвлечься. В идеале разграничьте пространство для учебы и отдыха.
Не рассеивайте внимание ребнка
Не надо давать сразу много заданий. Далеко не каждый взрослый многозадачен, а что уж говорить о ребенке с СДВ(Г). Давая сразу несколько поручений, вы рассеиваете внимание ребёнка. Скорее всего он будет переключаться с одного на другое, быстро уставать и, ощутив неуспех, в следующий раз постарается отложить выполнение ваших задач.
Четкая структура
Правила и требования для детей с СДВ(Г) должны быть четкими и понятными. Это в принципе относится к воспитанию любого ребёнка, однако дети с синдромом дефицита внимания живут в более хаотичном мире, чем обычные дети, и им ещё больше нужна четкая структура.
Физическая активность
Поощряйте физическую активность ребёнка. Особенно если диагностирована гиперактивность. Физические игры и упражнения дают возможность адекватно высвободить накопившуюся энергию и напряжение (мы помним, что долго сидеть на одном месте гиперактивные дети не могут, для них это усилие). Однако не забывайте, что любые игры должны регулироваться по времени, чтобы избежать переутомления.
Отмечайте успехи ребенка
Меньше критикуйте ребёнка. Старайтесь каждую неделю отмечать его успехи. Возможно, они могут казаться вам незначительными, но поверьте, ребёнку они, скорее всего, даются с помощью больших усилий. Сравнивайте своего ребёнка только с ним самим в прошлом. Это поможет ему увидеть, что его усилия не напрасны.
Управляйте своими эмоциями
Учите управлять своими эмоциями. Например, возьмите за правило проговаривать и обсуждать действия, которые меньше всего удаются вашему ребёнку. Так он научится справляться с импульсивностью, станет замечать свои ошибки и сможет их исправлять.
Давайте задания по силам
Наблюдайте за ребёнком и давайте ему задания по силам. Наша цель не натренировать выдержку, терпение и усидчивость, а научить ребёнка понимать себя и свое состояние. Давая задания, с которыми он в состоянии справиться, вы повышаете его самооценку и уверенность в себе, а, соответственно, и мотивацию к деятельности. А понимание своего состояния даёт возможность его скорректировать.
Обращайтесь за помощью
Обязательно обращайтесь за помощью, поскольку, как и любая другая болезнь, СДВ(Г) требует от взрослых сил и терпения. Поэтому очень важно, чтобы у нас, родителей, был эмоциональный ресурс для того, чтобы помогать ребёнку. Когда вы утомлены, больше рисков сорваться, накричать или пренебречь правилами и расписанием.
В конце хочу порекомендовать ещё несколько книг по теме СДВ(Г).
Е.В. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»
Шапиро Л., Пелта-Хеллер З., Гринвальд А. «Я не злой, я просто псих. Как помочь детям контролировать свой гнев. Рабочая тетрадь»