Особенности воспитания современных детей
Содержание: Особенности воспитания современных детей
«Наши дети не такие, какими были мы раньше». Эта фраза передаётся из поколения в поколение, как ценный экспонат, который вручают нам то с целью пристыдить родителей за «неправильное воспитание», то в отчаянии от того, что никому не понятно, что теперь делать. Хотя, на самом деле, нам всем стоило бы просто признать тот факт, что общество меняется, и в этом изменении рождает новую жизнь. Поэтому все сожаления о том, что наши дети не такие, как мы, стоит просто принять и сделать абсолютно понятные выводы: если дети меняются, то должны меняться подходы к воспитанию и образованию современных детей.
Кто такие — современные дети?
Многие педагоги и родители сейчас говорят о том, что дети сегодня сильно отличаются от поколения четырёхлетней давности в силу увеличивающейся скорости жизни и развития технологий.
Свободные дети
Дети нового поколения — дети, которым важно ощущение свободы. По мнению М. Мелвина эти люди имеют врождённое чувство самоуважения, и классические методы ограничений и запугивания с ними совсем не работают.
Люди, способные выбирать
Многие учёные и психологи говорят о том, что современные дети гораздо быстрее начинают критически мыслить и сами приходят к осознанию, что хорошо, а что плохо для них.
В таких условиях необходимо просто поддерживать ребёнка, не подгоняя под существующие шаблоны и ярлыки.
Энергичные и чувствительные люди
Исследования показывают, что современные дети намного активнее всех предшествующих поколений. С чем это связано? Они изначально рождаются в «быстром мире» — в мире, где нужно успевать делать многое, чтобы быть успешным. Как правило, такие дети более чувствительны ко всему, что с ними происходит, и быстро истощаются от перегрузов.
Очень важно развивать в современных детях навыки самоорганизации, чтобы в будущем человеку было проще находить баланс между работой на бегу и отдыхом для перезагрузки.
Современные дети могут лучше справляться с ежедневным стрессом, но им труднее восстанавливаться — об этом важно помнить как родителям, так и учителям.
С каждым следующим поколением роль человека в обществе меняется, так же, как и его социальная среда. Если раньше дети воспитывались больше внутри семьи, имели чёткие привязанности к дому и к родственникам, то сейчас часто круг социальных связей у ребёнка изначально шире. Это друзья, садик, социальные сети родителей или собственные — поток информации, в который погружены все члены семьи и всё окружение. Дети чаще отвлекаются и пытаются объять необъятное. Часто даже сами взрослые это понимают. Всё это ведёт не только к сильным сторонам современных детей, но и к дефицитам, с которыми они сталкиваются.
Дефициты современного ребёнка
- Рассеянное внимание;
- Слабый познавательный интерес;
- Сужение уровня сюжетно-ролевой игры;
- Психологическая готовность к школе.
Сейчас многие педагоги отмечают, что дети к первому классу, как правило, знают всё, что нужно знать и даже больше, но не могут решать вопросы осознания и соблюдения границ и правил, отношений с одноклассниками, решения конфликтных ситуаций, опоры на своё мнение.
Именно поэтому такое внимание в педагогике сейчас занимает развитие soft-skills — необходимых жизненных навыков.
Что делать?
Все начинается с семьи
На формирование и становление характера ребёнка семья влияет особенно сильно — любые изменения, которые происходят в обществе и внутри самой семьи, способствуют развитию определённых качеств в человеке.
В первые годы жизни ребёнка семья помогает формировать:
- Нравственную основу;
- Ценностные ориентиры;
- Отношение к жизни;
- Психологическое состояние;
- Интерес к познавательной деятельности.
Современному родителю очень важно поддерживать с ребёнком эмоциональную связь и постараться уделять внимание ребёнку и стать опорой и тренером в процессе познания базовых коммуникативных, социальных навыков и тайм-менеджмента. Развитие эмоционального интеллекта сейчас занимает одно из первых мест среди soft-skills, которые следует развивать в первую очередь.
Задача современных родителей — быть поддержкой и учить работать с поступающей информацией.
Гуманный подход
В последнее время совсем не просто так стал популярен гуманный подход в образовании, ярким последователем которого является Шалва Амонашвили.
Сравнивать себя с собой
В нём задача учителя — создавать условия для развития личности — неповторимой и уникальной — поддерживать, направлять и наставлять ребёнка.
Так как возрастные нормы сейчас постоянно расширяются, то важно оценивать ребёнка по его личной динамике, не сравнивая с другими. Оценочная система приведёт детей к истощению и не поддержит мотивацию, а наоборот, только усложнит отношения с учёбой.
Новые методы и интересные занятия
Современных детей очень сложно чем-нибудь заинтересовать. Так как познавательный интерес также бывает снижен, важно найти те подходы и те методы, те материалы для занятия, которые по-настоящему заинтересуют ребёнка. А современных детей не обманешь — не интересно значит не интересно и всё!
Связь с семьёй
Так как от родителей зависит многое, то важно, чтобы они были включены в обучение ребёнка. На собственном опыте мы убедились, насколько сильно результат ученика зависит от позитивной включённости родителей в вопросы школы. Кураторы школы регулярно поддерживают связь с родителями учеников и помогают решить вопросы разного характера.
Контакт с семьёй сегодня особенно важен — это позволяет определить образовательные и другие цели в общении с ребёнком.
Сегодня — в мире, где всё так стремительно меняется, ребёнку по-прежнему нужна опора. Опора в словах, действиях и эмоциях от взрослых людей. Но давать эту опору, не беря во внимание индивидуальные особенности ребёнка, мы не можем. Сейчас важно помнить, что ребёнок — это тоже человек, у которого есть свои потребности и желания, который может быть расстроенным и уставшим, имеет право отказаться от того, что лежит у него в тарелке, который, как и раньше, любит играть, бегать и веселиться.
Изображение: Camila Barbieri, Mida, Olga Semklo