СДВ и СДВГ у детей и как этот диагноз влияет на успешность обучения
Последнее время всё чаще на слуху аббревиатура СДВГ: учителя жалуются, что таких детей в школах стало больше, родители говорят о том, что дети становятся неуправляемыми и невнимательными. Действительно ли это так? И что такое СДВГ? Давайте разберёмся.
Мне не удалось найти достоверных данных о распространенности СДВГ в России. По данным из одних источников частота постановки данного диагноза составляет 2%, в работах других авторов эта цифра достигает 47%, а это действительно большой разброс. Однако есть интересные исследования о связи СДВГ со злоупотреблением просмотром телевизора. Но об этом я расскажу в другой раз, поскольку тема синдрома дефицита внимания слишком обширна для одной статьи.
Что же такое СДВГ?
Расшифровывается эта аббревиатура как «синдром дефицита внимания и гиперактивности», могу поспорить, что у многих в голове возникла ассоциация с бесконечно подвижным ребенком, который не может усидеть на месте. Это не совсем так. В настоящий момент в обновленной классификации болезней (МКБ-11) СДВГ выделено в отдельную группу расстройств и подразделяется на несколько видов. СДВГ может выражаться как в гиперактивности, так и в невнимательности. Действительно, спокойные, но рассеянные дети, которые, кажется, «считают ворон», тоже могут иметь диагноз СДВГ, просто они доставляют куда меньше проблем учителям и родителям. Такие дети далеко не всегда получают квалифицированную помощь и терапию. Если коротко, то синдром дефицита внимания (и гиперактивности) — это такое нарушение психического развития, при котором ребенку сложно сформировать навыки саморегуляции, он не умеет планировать, ждать и концентрироваться на чем-то одном.
Как понять, что у вашего ребенка есть данное расстройство и к какому специалисту обратиться за помощью?
Первое и самое важное, что нужно помнить: приведенные ниже признаки вы наблюдаете в разных ситуациях в течение полугода как минимум. Ставить же диагноз может только врач!
Возможно, у ребенка дефицит внимания, если он часто:
- Теряет вещи;
- Забывчив в повседневных делах;
- Легко отвлекается;
- Избегает заданий, которые требуют усидчивости и прилежания;
- Буквально не слушает, что вы ему говорите (потому что отвлекся);
- Не может удержать внимание в ходе игры;
- Не может сам себя организовать, сколько бы вы его не приучали;
- Не завершает начатое;
- Совершает очень много ошибок в тетради.
Возможно, у ребенка гиперактивность, если он:
- Не может усидеть на месте, а если приходится долго сидеть, то начинает беспокойно ерзать;
- Бегает и лазает там, где этого делать не стоит;
- Не может играть в тихие игры, очень шумный;
- Не прислушивается к вашим уговорам и все равно слишком активен.
Возможно, у ребенка гиперактивность с импульсивностью, если он:
- Выкрикивает ответ до завершения вопроса (не анализируя сказанное);
- Не способен дождаться своей очереди;
- Очень много разговаривает и может вмешиваться в чужие разговоры.
По отдельности все эти признаки кажутся безобидными нарушениями правил. Кажется, что с ребенком, который, например, часто перебивает или не может усидеть на месте, можно договориться. Это не так. Дети с СДВГ, возможно, и хотели бы соблюдать правила и слушаться взрослых, но чисто физически не могут. У них не до конца сформированы механизмы, регулирующие процессы возбуждения и торможения в нервной системе. Так что, если вы собрали комбо из нескольких пунктов, лучше обратиться к специалисту. Неврологи и детские психиатры исключат другие заболевания и, возможно, назначат медикаментозное лечение. Психолог научит контролировать слишком сильное возбуждение и расскажет родителям, как помочь ребенку справляться с сильными эмоциями.
И суперподвижные, и рассеянные дети имеют проблемы в обучении, поскольку и те, и другие страдают, в первую очередь, от дефицита внимания. Но это не значит, что у них есть интеллектуальное снижение! Дети с СДВГ ничем не хуже в плане умственного развития, а иногда и обгоняют своих сверстников по интеллекту, но только если им создать правильные условия для обучения. А ещё такие дети обычно чувствительны к критике и имеют заниженную самооценку, поскольку регулярно показывают свою неуспешность в учебе (и это при том, что они имеют сохранный интеллект и довольно хорошо могут понимать учебный материал). В идеале для таких детей нужно выстраивать свой график обучения, поскольку им требуются регулярные перерывы и смена деятельности. В обычной школе учителям довольно сложно уделять внимание каждому ученику и распределять внимание между ними. Особенно если в классе детей с дефицитом внимания не один, а несколько.
Что же можно сделать?
Во-первых, поставить правильный диагноз и начать терапию. Во-вторых, понять, какой образовательный маршрут устроит вас и вашего ребенка. Чем раньше, тем лучше: в начальной школе закладываются основные знания, а чем младше ребенок с СДВГ, тем сложнее ему контролировать себя и, соответственно, усваивать материал. Только с возрастом дети обучаются саморегуляции и умению справляться с рассеивающимся вниманием. А если запустить учебу в самом начале, то нагнать учебный материал потом будет сложно! Можно нанимать репетиторов: при подборе педагога уточните, есть ли у него опыт работы с детьми с СДВГ. Можно перевести ребенка на домашнее обучение, тогда вы сможете организовать учебный процесс так, чтобы ребенок меньше уставал и дольше удерживал внимание на учебе.
В конце хочу порекомендовать отличную книгу: «Победа над СДВГ. Игровая методика для подростков и юных взрослых с синдромом дефицита внимания» Фридман Г. и Чейетт С., которая также может помочь вам.
Не торопитесь с принятием решения и не оставайтесь наедине со своей проблемой!