Как повысить мотивацию к учебе
Я часто сталкиваюсь с запросом родителей и педагогов «замотивировать» ребенка учиться. Многие думают, что всё просто: нужно перестать лениться, взять себя в руки, а психолог объяснит, что лень непродуктивна, и поможет найти энергию на учебу. К сожалению, так не работает. Давайте разберемся почему.
Отсутствие мотивации не равнозначно лени
Лень — понятие устаревшее. Оно рассматривает человека с моральной точки зрения, не учитывая множество психологических и физиологических факторов. Социальный психолог, доктор наук Девон Прайс утверждает, что лени не существует! Согласно его теории, наше поведение определяют ситуативные ограничения, а не характер или интеллект. Таким образом, лень — набор невидимых препятствий, которые человеку трудно преодолеть.
С какими препятствиями сталкивается школьник?¹
- Неготовность к учебе. Это касается младших школьников. Случается, что ребенок не завершил предыдущий этап развития, где ведущая деятельность — игра. Поэтому в школе ему скучно.
- Травля со стороны одноклассников или учителей.
- Несоответствие школьной программы уровню развития ребенка. Она может быть как слишком сложной, так и слишком простой. В обоих случаях учиться становится неинтересно.
- Конфликты в семье. Ребенок, находящийся в стрессе, не может сконцентрироваться на учебе.
- Дислексия, дисграфия и другие нарушения.
- Особенности развития. Сюда можно отнести, например, синдром дефицита внимания (и гиперактивности) или расстройства аутистического спектра.
Мотивация строится на самооценке. А все вышеперечисленные препятствия негативно влияют на нее. Откажитесь от убеждения, что мотивация основывается на силе воли, стараниях, или ответственности, и начните взращивать здоровую самооценку.
Что поможет повысить мотивацию к учебе
- Замечайте ребенка и выражайте ему сочувствие. Покажите, что вы понимаете, как трудно вашему сыну или дочери. Так вы снизите эмоциональный накал от неудач.
- Помогите ребенку увлечься чем-то. Успех в новом деле станет одним из шагов к позитивной самооценке.
- Дайте ребенку возможность принимать решения. Это увеличивает чувство собственной значимости.
- Подкрепляйте положительными эмоциями интерес ребенка в решении сложных задач.
- Используйте метод «зеленой ручки»: фиксируйте внимание не на ошибках, а на успехах.
- Поддерживайте, а не хвалите. Исследования показали, что желание получить похвалу или избежать наказания повышает тревожность.
- Примите, что ребенок не обязательно должен быть отличником. Любите вы его ведь не за оценки.
- Обязательно обратитесь за помощью, ведь каждое препятствие на пути к успешной учебе требует отдельного рассмотрения.
Хочу затронуть тему травли со стороны учителя. Иногда ученик и педагог не могут найти общий язык. «Весовые категории» разные: ребенку сложно самостоятельно противостоять взрослому. В этом случае можно рассмотреть смену школы или образовательного маршрута. Бывает так, что ребенку комфортнее учиться в малокомплектном классе, где к каждому ученику есть индивидуальный подход. Такую возможность дает наша онлайн-школа.
Несколько книг, которые помогут лучше понимать ребенка
- По Бронсон, Эшли Мерримен «Мифы воспитания. Наука против интуиции»
- Альфи Кон «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками»
- Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»
[1] Я намеренно не рассматриваю здесь различные виды зависимостей (от игровой до наркотической), поскольку эта тема требует отдельного рассмотрения.
1 комментарий
Спасибо!