БиоАрт – необычное направление в современном искусстве. Кто они такие, эти биохудожники?
«Биоарт», «биоискусство» — слова, способные разбудить любопытство даже далекого от биологии человека, ведь с первого взгляда угадывается, что это некая деятельность на стыке науки и искусства. Давайте вместе попробуем разобраться в том, что это такое.
Термин «биоарт» (BioArt) впервые использовал бразильский художник Эдуардо Кац. В конце 20 века Кац реализовал проект «Генезис», где превратил цитату из Библии в последовательность нуклеотидов — мономеров, из которых состоит наша ДНК. А в начале двухтысячных художник с помощью методов биотехнологии добавил свою ДНК в ДНК цветка и получил растение со специфическим узором на венчике, напоминающем строение кровеносной системы.
Петуния Э.Каца «Эдуния»
Первые коллеги Каца «по цеху» также ухитрялись создавать новые и необычные арт-объекты, используя живые организмы, их ткани и клетки: португальская художница Марта де Менезис выращивала насекомых с ассиметричным рисунком на крыльях, а австралийский художник Стеларк поместил себе на руку ухо, созданное командой ученых из его собственных клеток.
Бабочка М. де Менезис
Третье ухо Стеларка
Может сложиться впечатление, что стать биохудожником непросто — нужны дорогостоящее оборудование и сложные навыки. Конечно, прежде всего, биоарт — это направление в современном искусстве, где люди работают с живыми тканями, бактериями, живыми организмами и жизненными процессами для создания художественных объектов. В ходе работы ученые-художники пользуются методами современной биологии, такими как генная инженерия, культивирование тканей, клонирование, 3d-принтинг и т.д. Такая работа часто требует наличия специального помещения — лаборатории, а также особенных навыков, оборудования и материалов. Поэтому нередко художниками от биологии становятся именно ученые-биологи, умеющие работать с живыми объектами. Посмотрите, какие рисунки создают ученые-художники в чашке Петри, используя бактериальные клетки, «окрашенные» разными флуоресцентными белками: чувство юмора есть и в научном сообществе, куда ж без него.
Микробный пейзаж в чашке Петри
Явно не лишен чувства юмора и чувства прекрасного Джо Дэвис — человек, придумавший преобразовать движение жгутиков бактерий в аудиосигнал. Оказалось, что «песни» бактерий очень различаются. Эти эксперименты в дальнейшем развились в целый проект «Бактериальное радио», в рамках которого кишечной палочке (бактерия) внедрили гены морской губки, благодаря чему бактерии стали обладать электрическими свойствами. Такие измененные бактерии потом собираются в цепь и ловят радиосигналы. Удивительно, правда?
С другой стороны, любые образы, пришедшие из медицины и биологии, и вдохновившие творцов на создание того или иного объекта, могут быть рассмотрены как проявления биоарта. И вот здесь воистину есть, где разгуляться художественному воображению, даже без биологической лаборатории. Так, произведения ботанической и анималистической живописи и графики можно смело отнести к биоарту. Тот же Эрнст Геккель, создающий потрясающие рисунки живых объектов в 19 веке, мог бы прослыть сейчас известным биохудожником.
Работы Э.Геккеля
Современные биохудожники создают трехмерные объекты из разных материалов, а также произведения с использованием современных медиатехнологий. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Вязаная плесень от Elin Thomas:
Эко-граффити: рисунки мхом на стенах:
Текстильные биообъекты от Mister Finch:
Металлическая анатомия от Anne Mondro
Биоарт как направление в искусстве может удивлять, пугать, восхищать, вызывать недоумение, но, кажется, суть этого явления отлично передал один из пионеров этой сферы Джо Дэвис: «Наука и искусство преследуют одну цель — познание».
Так давайте познавать этот загадочный мир, используя разные способы!
Автор статьи: Яна Онохина, преподаватель биологии в «Онлайн-школе».