
Чем полезно письмо? Почему в школах нельзя отказаться от письма и печатать на клавиатуре
В современном мире, где цифровые технологии занимают все более важное место в образовательном процессе, часто возникает вопрос о необходимости традиционного письма.
Многие считают, что навыки печати на клавиатуре могут полностью заменить ручное письмо, однако, исследования в области когнитивных наук и психологии показывают, что письмо имеет уникальные преимущества для развития мышления и памяти у школьников.
Почему мы не можем и не хотим отказываться от письма?

Письмо от руки — это не просто навык общения «как раньше», и не сохранения атмосферы мы продолжаем с вами писать на бумаге.
Процесс написания руками способствует развитию когнитивных способностей, укреплению памяти и формированию критического мышления.
Письмо позволяет активировать различные области мозга, что в конечном итоге формирует более глубокое понимание текста и улучшает качество обучения.
И сегодня мы поговорим об этом подробнее.
Письмо способствует лучшему запоминанию информации (да и вообще — тренирует память!)
Помните, как нам раньше говорили продвинутые учителя? «Пишите шпаргалки от руки!» И это не просто так!
Ручное письмо активирует участки мозга, отвечающие за информацию и память, гораздо эффективнее, чем печать на клавиатуре.
Люди, изучающие иностранный язык, лучше запоминают новые слова, если они пишут их от руки. Это связано с тем, что такой подход проникает глубже в память, активируя области мозга, ответственные за изучение и запоминание.
И это доказывают многочисленные исследования!
По данным исследования, проведенного в 2010 году психологами из Принстонского университета и Университета Брауна, студенты, которые писали заметки вручную, показали лучшие результаты в понимании материала по сравнению с теми, кто использовал ноутбуки.
Другое исследование, проведенное в 2013 году нейробиологами из университетов Южной Калифорнии и Оклахомы, показало, что процесс письма активирует участки мозга, ответственные за обрабатывание информации и запоминание.
У участников исследования, которые писали рукой, формировалось больше новых нейронных связей в областях, связанных с памятью и обучением, по сравнению с теми, кто использовал клавиатуру.
Также у людей, практикующих ручное письмо, наблюдается увеличение активности в гиппокампе — области мозга, отвечающей за формирование новых воспоминаний.
Письмо также способствует улучшению моторной памяти.
Дети, которые регулярно практикуют ручное письмо, быстрее и эффективнее осваивают алфавит и правила правописания.
Как утверждает нейропсихолог Мелоди Яскевик: «Ручное письмо — это двигательная функция, но она также является ядром когнитивной активности. В процессе письма мы не просто пишем слова; мы создаем связи и формируем идеи».
Письмо помогает нам формировать собственное мнение

Письмо помогает развивать критическое мышление. В отличие от печатания, процесс написания требует большего сосредоточения и анализа.
Записывая свои мысли на бумаге, школьник не только фиксирует информацию, но и осмысляет её, структурирует и формулирует свои идеи, в то время как печать часто является более автоматизированным процессом.
Поэтому у тех, кто пишет от руки, рождается больше классных нестандартных глубоких идей и мыслей.
Письмо также улучшает творческие способности школьников. В отличие от механической печати, ручной процесс включает в себя элементы искусства и эмоциональной выразительности.
Подавляющее большинство писателей утверждают, что ручное письмо способствует «потоку» — состоянию, когда мысли текут легко и непринужденно.
Письмо развивает эмоциональный интеллект
Процесс написания, особенно в контексте открытого письма или ведения дневника, может помочь учащимся находить и выражать свои мнения.
Люди, которые ведут личные дневники делают это обычно на бумаге, потому что знают, насколько легче становится прожить события ещё раз, если ты пишешь. Поэтому мы так любим писать дневники, особенно в детстве!
Более того, есть особая категория детей, которым рекомендуется обязательно писать от руки — это подростки!
Эмили Фокси в 2019 году провела исследование на эту тему среди подростков и показала всему миру, что письма формата «письмо к себе» способствовали более глубокому саморефлексированию и развитию личной идентичности у подростков, что, конечно, работает на сокращение подростковых депрессий и случаев суицидов.
Письмо способствует развитию социальных навыков

Взаимный обмен письмами в школах или классах, записки, переданные другу на уроке, валентинки, подписанные от руки — всё это помогает ученикам учиться через взаимные обсуждения своих вопросов и комментариев, выражать на письме свои чувства, изображать свои мысли и идеи, поддерживать общения на бумаге. Это развивает навыки коммуникации и сотрудничества.
Ну и, конечно, мелкая моторика!
Посредством движений, которые делает ученик во время письма, в процессе переписывания или записи информации от руки возникают новые нейронные связи. А это сильно влияет на успехи в обучении.
Дети, активно занимающиеся письмом, демонстрируют лучшие результаты в учебных задачах, требующих ручной координации и применения нестандартных подходов в решении задач.
«Дети, практикующие ручное письмо, лучше понимают структуры слов и предлогов, что, в свою очередь, улучшает их навыки чтения», — заявляет нейропсихолог Хелен Браун в своём практическом исследовании, посвящённом этой теме.
И вообще — зачем мы сравниваем? Одно занятие не может заменить другое.
Ручное письмо и набор текста на клавиатуре — это два разных процесса, по-разному влияющих на то, как мы воспринимаем и перерабатываем информацию.
Отказ от ручного письма в школах может сократить возможности для развития целого ряда навыков, необходимых для успешного обучения и жизни в целом.
Ручное письмо представляет собой интуитивный и привычный путь к усилению умственной активности.
Нам нельзя недооценивать ценность традиционного письма, которое не только помогает школьникам усваивать и перерабатывать знания, но и развивает их мыслительные способности и творческий потенциал.
Советуем к прочтению: Как развивать эмоциональный интеллект дома и в школе?

Попробуйте неделю бесплатно
