
ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить
Содержание
- Почему эти ошибки самые дорогие?
- Правила с «не» и «ни»
- «тся» и «ться»
- «Н» или «НН»
- Причастные и деепричастные обороты
- Паронимы
- Запятые в сложных предложения
На экзаменах по русскому языку чаще всего снижают баллы за одни и те же ошибки: написание «не/ни», «тся/ться», выбор «н» или «нн», паронимы и запятые.
В статье мы собрали 25 важных пунктов и добавили мнемотехники, чтобы вы смогли выучить их без зубрёжки и избежать самых частых штрафов на ОГЭ и ЕГЭ.
Почему эти ошибки самые «дорогие»

По статистике ФИПИ, до 60% всех ошибок на ЕГЭ — это орфография и пунктуация. Пропущенная запятая или лишняя «н» в причастии могут стоить целого балла, а иногда и двух.
Хорошая новость — таких правил не так уж много. Если разложить их на группы и учить постепенно, они перестают казаться сложными. Давайте попробуем запомнить вместе!
Правила с «НЕ» и «НИ»
1. Главный принцип:
• «НЕ» — отрицание или слитное написание («неправда», «не сделал»).
• «НИ» — усиление («ни капли», «никуда»).
Мнемо-хак: представьте, что «НЕ» — это стоп-знак (отрицает), а «НИ» — фонарик, который усиливает свет: «ни один», «ни разу». Когда мы хотим подчеркнуть что-то, усилить значение, «подсветить фонариком», — пишем частицу «ни».
Пример: Я звала на помощь целых пять минут. Но ни один из вас не подошёл ко мне.
2. Идея! Можно запомнить и по-другому: если частицу можно убрать без потери смысла, значит, пишется «ни». Или если можно заменить на выражения «нет даже», «нет и».
Например: нет ни звука = нет звука! → нет ни звука = нет даже звука!
Частица «не» пишется в тех случаях, когда убрать её без потери смысла невозможно.
Пример: я не убрал за собой тарелку. Если мы напишем «я убрал за собой тарелку», смысл станет противоположным, поэтому пишем «не».
3. Слитное и раздельное написание.
Слитно «не» пишется только со словами, которые без этой частицы не употребляются: ненависть, недуг, ненастье.
4. А также — в тех случаях, когда можно заменить слово синонимом.
Пример: неправда = ложь, некрасивый = страшный.
5. Если есть противопоставление, то «не» пишется раздельно.
Пример: Это не правда, а продуманный обман.
6. «Ни» пишется слитно с местоимениями и наречиями: никто, ничто, никогда.
Распространённая ошибка из экзаменов: «Ни кто не пришёл». Правильно: Никто не пришёл.
7. Раздельно пишется во всех усилительных конструкциях: ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни с того ни с сего.
8. С глаголами пишется раздельно: как бы ни старался, всё напрасно; где бы он ни был — всё равно его найду.
«Тся» или «Ться» — классика
9. Правило:
• Если вопрос «что делает?» — пиши тся: он улыбается.
• Если вопрос «что сделать?» — пиши ться: собраться, приготовиться.
Напоминание:
Делает — в слове нет мягкого знака, значит — ТСЯ
Сделать — в слове есть мягкий знак, значит — ТЬСЯ.
Пример: он хочет (что сделать?) научиться. Ему (что делает?) хочется.
«Н» или «НН»
10. Здесь чаще всего «горят» баллы. Мы предлагаем сразу обратиться к табличке. Главное — определить: перед вами причастие или прилагательное.

11. Пример: слово покрашено. Правильно ли стоит одна «н»?
Проверяем: определяем часть речи — пытаемся превратить слово в полную форму. Синонима-прилагательного у слова нет, но в глагол превратить можно — покрасили. Значит, это краткое причастие. Следовательно, пишем одну букву «н».
12. Теперь слово «куриный». Это полная форма, часть речи — прилагательное. Произошло от существительного курица, значит, это отымённое прилагательное. Тогда пишем одну «Н».
13. Обратите внимание на исключения. (например: стеклянный, оловянный, деревянный).
Причастные и деепричастные обороты и запятые

14. Причастный оборот — это «мини-предложение» внутри предложения.
Он всегда выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова:
Книга, прочитанная мной (=которую я прочитал), лежала на столе.
15. И не выделяется, если стоит перед словом и тесно связано с ним:
Прочитанная мной книга лежала на столе.
16. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие:
Читая книгу, я делал пометки.
Золотое правило: если есть деепричастие — запятая нужна почти всегда.
Паронимы: коварные близнецы
17. Паронимы — это слова, которые похожи по звучанию, но различаются по смыслу. Опасны они тем, что их нужно просто запомнить. Однако легче запомнить их в контексте.
Частые пары:
• одеть (кого-то) — надеть (что-то),
• эффективный — эффектный,
• гуманистический — гуманный.
18. Приём «сценка»: придумайте мини-диалог.
— Кого одеть? — Брата.
— Что надеть? — Куртку.
— Ты надел куртку?
— Ты одел брата?
19. Эффективный используется в значении «продуктивный». Это может относиться к человеку, методу или процессу.
Эффектный — «выделяется, впечатляет».
Пример: Ты разработал эффективный метод работы с данными. У неё сегодня был очень эффектный вид.
20. Гуманистический описывает что-то, пропитанное идеями гуманизма (обычно в отношении культуры, философии, образования).
Гуманный — проникнутый любовью к человеку, человечный.
Пример: Гуманистические принципы в работе. Гуманный подход в образовании.
Запятые в сложных предложениях

21. Для начала нужно определить тип предложения: сложносочинённое (союзы и, а, но, двоеточие или бессоюзная связь) или сложноподчинённое (потому что, чтобы, когда, затем, как и т. д.).
Затем найдите все грамматические основы — подлежащее и сказуемое. Потом посмотрите, есть ли между ними союзы.
22. В сложносочинённых предложениях между грамматическими основами всегда ставится запятая.
Но! Если между частями есть что-то общее, запятая может не ставиться.
Примеры:
Летом всегда солнце светит и дети купаются. (общее слово — летом).
Из моего окна видна Волга и облака пролетают над ней. (общее — из моего окна).
23. В сложноподчинённых предложениях запятая ставится всегда. Здесь важно понять, где именно.
Пример: Было понятно, что приятель ушёл, чтобы я остался один.
Три грамматические основы: было понятно, приятель ушёл, я остался один.
Ищем союзы: что, чтобы.
Ставим запятые перед союзами.
24. Экзаменационный топ:
- Союзы что, чтобы, потому что — ставим запятую перед союзом.
- Однородные придаточные — отделяем каждое.
- Союз как — запятая не нужна, если как = в качестве.
Найдите любое сообщение в чате и расставьте запятые — практика на «живом» тексте работает лучше, чем скучные правила.
25. Совет от учителей: короткие ежедневные тренировки дают лучший результат, чем «зубрёжка за ночь».
Экзамен по русскому — это не лотерея, а проверка внимательности. Регулярные короткие тренировки, мнемотехники и карточки помогут превратить даже самые «злые» правила в простые и понятные.
Начните с пяти минут в день — и ваши баллы на ОГЭ и ЕГЭ вырастут быстрее, чем вы думаете.
Советуем к прочтению:

Попробуйте неделю бесплатно
