ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить
Дата публикации
20 октября 2025
13 мин
ЕГЭ и ОГЭ

ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить

Содержание

На экзаменах по русскому языку чаще всего снижают баллы за одни и те же ошибки: написание «не/ни», «тся/ться», выбор «н» или «нн», паронимы и запятые.

В статье мы собрали 25 важных пунктов и добавили мнемотехники, чтобы вы смогли выучить их без зубрёжки и избежать самых частых штрафов на ОГЭ и ЕГЭ.

Почему эти ошибки самые «дорогие»

ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить

По статистике ФИПИ, до 60% всех ошибок на ЕГЭ — это орфография и пунктуация. Пропущенная запятая или лишняя «н» в причастии могут стоить целого балла, а иногда и двух.

Хорошая новость — таких правил не так уж много. Если разложить их на группы и учить постепенно, они перестают казаться сложными. Давайте попробуем запомнить вместе!

Правила с «НЕ» и «НИ»

1. Главный принцип:
• «НЕ» — отрицание или слитное написание («неправда», «не сделал»).
• «НИ» — усиление («ни капли», «никуда»).

Мнемо-хак: представьте, что «НЕ» — это стоп-знак (отрицает), а «НИ» — фонарик, который усиливает свет: «ни один», «ни разу». Когда мы хотим подчеркнуть что-то, усилить значение, «подсветить фонариком», — пишем частицу «ни».

Пример: Я звала на помощь целых пять минут. Но ни один из вас не подошёл ко мне.

2. Идея! Можно запомнить и по-другому: если частицу можно убрать без потери смысла, значит, пишется «ни». Или если можно заменить на выражения «нет даже», «нет и».

Например: нет ни звука = нет звука! → нет ни звука = нет даже звука!

Частица «не» пишется в тех случаях, когда убрать её без потери смысла невозможно.

Пример: я не убрал за собой тарелку. Если мы напишем «я убрал за собой тарелку», смысл станет противоположным, поэтому пишем «не».

3. Слитное и раздельное написание.
Слитно «не» пишется только со словами, которые без этой частицы не употребляются: ненависть, недуг, ненастье.

4. А также — в тех случаях, когда можно заменить слово синонимом.
Пример: неправда = ложь, некрасивый = страшный.

5. Если есть противопоставление, то «не» пишется раздельно.
Пример: Это не правда, а продуманный обман.

6. «Ни» пишется слитно с местоимениями и наречиями: никто, ничто, никогда.
Распространённая ошибка из экзаменов: «Ни кто не пришёл». Правильно: Никто не пришёл.

7. Раздельно пишется во всех усилительных конструкциях: ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни с того ни с сего.

8. С глаголами пишется раздельно: как бы ни старался, всё напрасно; где бы он ни был — всё равно его найду.

«Тся» или «Ться» — классика

9. Правило:
• Если вопрос «что делает?» — пиши тся: он улыбается.
• Если вопрос «что сделать?» — пиши ться: собраться, приготовиться.

Напоминание:
Делает — в слове нет мягкого знака, значит — ТСЯ
Сделать — в слове есть мягкий знак, значит — ТЬСЯ.

Пример: он хочет (что сделать?) научиться. Ему (что делает?) хочется.

«Н» или «НН»

10. Здесь чаще всего «горят» баллы. Мы предлагаем сразу обратиться к табличке. Главное — определить: перед вами причастие или прилагательное.

ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить

11. Пример: слово покрашено. Правильно ли стоит одна «н»?
Проверяем: определяем часть речи — пытаемся превратить слово в полную форму. Синонима-прилагательного у слова нет, но в глагол превратить можно — покрасили. Значит, это краткое причастие. Следовательно, пишем одну букву «н».

12. Теперь слово «куриный». Это полная форма, часть речи — прилагательное. Произошло от существительного курица, значит, это отымённое прилагательное. Тогда пишем одну «Н».

13. Обратите внимание на исключения. (например: стеклянный, оловянный, деревянный).

Причастные и деепричастные обороты и запятые

ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить

14. Причастный оборот — это «мини-предложение» внутри предложения.
Он всегда выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова:
Книга, прочитанная мной (=которую я прочитал), лежала на столе.

15. И  не выделяется, если стоит перед словом и тесно связано с ним:
Прочитанная мной книга лежала на столе.

16. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие:
Читая книгу, я делал пометки.
Золотое правило: если есть деепричастие — запятая нужна почти всегда.

Паронимы: коварные близнецы

17. Паронимы — это слова, которые похожи по звучанию, но различаются по смыслу. Опасны они тем, что их нужно просто запомнить. Однако легче запомнить их в контексте.

Частые пары:
• одеть (кого-то) — надеть (что-то),
• эффективный — эффектный,
• гуманистический — гуманный.

18. Приём «сценка»: придумайте мини-диалог.
— Кого одеть? — Брата.
— Что надеть? — Куртку.
— Ты надел куртку?
— Ты одел брата?

19. Эффективный используется в значении «продуктивный». Это может относиться к человеку, методу или процессу.
Эффектный — «выделяется, впечатляет».
Пример: Ты разработал эффективный метод работы с данными. У неё сегодня был очень эффектный вид.

20. Гуманистический описывает что-то, пропитанное идеями гуманизма (обычно в отношении культуры, философии, образования).
Гуманный — проникнутый любовью к человеку, человечный.
Пример: Гуманистические принципы в работе. Гуманный подход в образовании.

Запятые в сложных предложениях

ОГЭ и ЕГЭ по русскому: 25 самых частых ошибок и как их запомнить

21. Для начала нужно определить тип предложения: сложносочинённое (союзы и, а, но, двоеточие или бессоюзная связь) или сложноподчинённое (потому что, чтобы, когда, затем, как и т. д.).

Затем найдите все грамматические основы — подлежащее и сказуемое. Потом посмотрите, есть ли между ними союзы.

22. В сложносочинённых предложениях между грамматическими основами всегда ставится запятая.

Но! Если между частями есть что-то общее, запятая может не ставиться.
Примеры:
Летом всегда солнце светит и дети купаются. (общее слово — летом).
Из моего окна видна Волга и облака пролетают над ней. (общее — из моего окна).

23. В сложноподчинённых предложениях запятая ставится всегда. Здесь важно понять, где именно.
Пример: Было понятно, что приятель ушёл, чтобы я остался один.
Три грамматические основы: было понятно, приятель ушёл, я остался один.
Ищем союзы: что, чтобы.
Ставим запятые перед союзами.

24. Экзаменационный топ:

  1. Союзы что, чтобы, потому что — ставим запятую перед союзом.
  2. Однородные придаточные — отделяем каждое.
  3. Союз как — запятая не нужна, если как = в качестве.

Найдите любое сообщение в чате и расставьте запятые — практика на «живом» тексте работает лучше, чем скучные правила.

25. Совет от учителей: короткие ежедневные тренировки дают лучший результат, чем «зубрёжка за ночь».

Экзамен по русскому — это не лотерея, а проверка внимательности. Регулярные короткие тренировки, мнемотехники и карточки помогут превратить даже самые «злые» правила в простые и понятные.

Начните с пяти минут в день — и ваши баллы на ОГЭ и ЕГЭ вырастут быстрее, чем вы думаете.

Советуем к прочтению:

Image by freepik

Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Дарья Бурякова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
20 октября 2025
Автор публикации
Дарья Бурякова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Похожие статьи
    Экстерн в онлайн-школе: как закончить учиться на год раньше
    Ударения для ЕГЭ: 100 слов, которые нужно выучить
    Пробные экзамены — как они проходят?
    Лучшие Telegram-каналы для школьников
    Лирика Пушкина в 9 классе
    Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ: годовой план, антистресс-советы и техники концентрации
    Что значит «экспроприировать»?
    Бесплатные консультации по ОГЭ и ЕГЭ: что обязан учитель, а что — нет
    А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: краткое содержание, анализ и советы к ЕГЭ
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Программа 5 класса: основные предметы, темы и учебники по ФГОС
    Как поднять оценки за четверть: 14 простых шагов для школьника без репетитора
    Цифровая зависимость у детей: как сократить экранное время без скандалов
    Учебная программа 6 класса
    Нейросети в школе: как использовать ChatGPT для учёбы правильно
    Метод Корнелла, майнд-карты и интервальные повторения: как запоминать информацию надолго
    Учебная программа 3 класса: к чему подготовиться
    Как получить российское образование онлайн, живя за границей
    Как восстановить режим сна после каникул: 5 простых шагов для школьников