
Формирование здоровых медиапривычек у детей поколения Альфа
Содержание:
- Роль родителей в медиаграмотности и безопасности
- Рекомендации для формирования безопасного медиапространства
- Психологическая поддержка
Поколение «Альфа», к которому относятся дети от рождения примерно до 12 лет, отличается от предыдущих поколений по многим параметрам: оно осваивает гаджеты и медиа с раннего возраста и активно использует их для развлечений, обучения и коммуникации.
Первое, что важно понять, — это масштабы и характеры медиадействия современного ребенка.
Сегодня хотим проанализировать исследование Mediascope за 2023–2024 годы, которое свидетельствует, что дети и подростки активнее других взаимодействуют с интернет-контентом.
В среднем дети 4–17 лет проводят перед экраном ТВ примерно 80 минут в день, а их активное время в интернете достигает нескольких часов (в среднем — более 6 часов в сутки), при этом основное потребление приходится на платформу YouTube, социальные сети и мобильные игры.
При этом наблюдается «телеапатия» — снижение интереса к традиционному телевидению, активное развитие интернет-контента и, в первую очередь, коротких видео формата.
Важным аспектом современного медиаразвития является раннее освоение гаджетов.
Уже у 35 % детей 4–5 лет есть собственные смартфоны, а у подростков 14–17 лет — почти все (92 %) используют мобильные устройства для потребления контента.
Блоги и видеоблогинг с их лайками, комментариями и подписками становятся для детей и подростков почти новым религиозным культом, формирующим их мировоззрение и ценностные ориентиры.
Более того, TikTok, на сегодняшний день самая популярная социальная сеть среди подростков, формирует их медиапотребление с учетом коротких, динамичных видео.
Еще одна важная особенность — растущий спрос на отечественный контент.
В связи с геополитическими событиями, уходом иностранных студий с российского рынка многим российским студиям пришлось значительно подтянуть качество продукции и искать новые форматы.
В результате появились современные мультфильмы и сериалы, более адаптированные под интересы российской аудитории, что, безусловно, положительно сказывается на формировании национальной идентичности у детей.
Роль родителей в медиаграмотности и безопасности

Сейчас перед родителями стоит задача — научить ребенка критически воспринимать информацию, развить навыки осознанного выбора и поведения в цифровом пространстве.
В первую очередь, нужно учитывать, что в эпоху, когда гаджеты и интернет становятся продолжением руки, полностью исключить медиа из жизни ребенка нереально и нецелесообразно.
Исследование подчеркивает важность совместного просмотра и участия родителей в медиапотреблении ребенка.
Рекомендации для формирования безопасного медиапространства

1. Ограничение времени всё-таки нужно
Рекомендуется устанавливать временные рамки для использования гаджетов, придерживаться семейных правил.
Для детей до 7 лет контакт с интернетом и гаджетами должен быть максимально ограничен, а использование должно происходить только под контролем взрослых.
Старшие дети — под руководством и с договоренностью.
Советуем к прочтению: Ребенок и гаджеты: как избежать зависимости
2. Совместное потребление контента
Лучше всего просматривать и обсуждать медиа вместе с ребенком. В процессе — объяснить, что есть вкусное и безопасное, а что может навредить или вызвать неприятные эмоции.
Важно задавать вопросы: «Что тебе интересно в этом видео? Почему ты выбрал именно его?» — это помогает развивать критическое мышление и рефлексию.
3. Использование возрастных фильтров и родительских контролей
Настройка фильтров по возрасту, блокировка нежелательного контента и создание безопасных браузеров помогают минимизировать риски.
Используйте специальные программы и встроенные инструменты фильтрации, такие как «Родительский контроль» в смартфонах и приложениях.
4. Образовательный подход и развитие медиаграмотности
Объясняйте детям основы критического восприятия информации. Рассказывайте о том, что многие видео и посты могут быть искажены или созданы с целью навязать определенное opinión или рекламу.
Учите различать реальность и вымысел, различать рекламные ролики и информационные материалы.
5. Размещайте гаджеты в общей зоне, а не в спальне или личных комнатах
Это способствует контролю за использованием устройств и предотвращает бесконтрольное потребление контента, особенно перед сном.
6. Привлекайте детей к созданию собственного контента
Это помогает развивать креативность, отвечает на потребность в самовыражении и позволяет формировать ответственное отношение к медиа.
7. Обеспечьте разнообразие контента и моделируйте положительные медиаобразцы.
Выбирайте российский, развивающий и познавательный контент, соответствующий возрасту, избегайте чрезмерной пропаганды насилия, сцен страха или нежелательных моделей поведения.
Психологическая поддержка

Родительская роль — это не только ограничения, но и активное участие в медиазнании и формировании ценностных ориентиров.
Важно давать положительный пример: ограничивать собственное время за гаджетом, обсуждать просмотренные материалы, поощрять развитие интересов вне сети.
Также не стоит недооценивать важность эмоциональной поддержки и диалога. Создавайте доверительную атмосферу, чтобы ребенком было легко поделиться своими ощущениями и проблемами, связанными с медиапространством.
Формирование у ребенка осознанного и безопасного отношения к медиаконтенту — это долгий и непрерывный процесс, который требует участия, терпения и внимания со стороны родителей.
Используя современные рекомендации, технологии и собственный пример, взрослые смогут помочь поколению «Альфа» стать критически мыслящими, ответственными и защищенными участниками цифрового мира.
Помните: главное — не запреты и ограничения, а совместное развитие и взаимное доверие!
Советуем к прочтению: Какие навыки развивать у детей для успешного будущего

Попробуйте неделю бесплатно
