Что делать, если ученик не успевает за школьной программой?
Содержание:
- Понять, в чём конкретно кроется причина отставания
- Как помочь ребёнку?
- Индивидуальный подход
- Расписание, план и система
- Оптимизация помощи и онлайн
Давайте признаем: так случается. Иногда ребёнок не успевает осваивать программу в необходимом темпе: потому что у каждого своя скорость или потому что в его жизни учёба сейчас не стоит на главном месте — причины могут быть разные. Успех в обучении зависит от многих факторов: в течение всей жизни у человека случается множество всяких сложностей, особенно на протяжении 10 или 11 учебных лет в школе. Ребёнок взрослеет, многое меняется. Как же сделать так, чтобы помочь и поддержать, не навредив? Что же важно делать в эти моменты, когда в учёбе провал, и у ребёнка не хватает сил догнать всех остальных? Когда ученик не успевает за школьной программой, важно идентифицировать проблему и применить эффективные методы поддержки.
Понять, в чём конкретно кроется причина отставания
Всего таких причин может быть несколько:
- Физиологические — ребёнок болел, отсутствовал по состоянию здоровья и отстал;
- Не до учёбы — у ребёнка в семье развод или умер кто-то из родственников, или даже просто — обстановка в доме ухудшилась — это тоже может влиять;
- Усталость (периодами) — наиболее частая причина под конец второй четверти или под конец года — ребёнок просто устал, потому что занимается много чем и ему сложно всё и везде успевать.
- Отсутствует мотивация — у ребёнка не получается понять тему, и он уже не хочет больше разбираться в ней.
- Страх неуспеха — который превратился в ощущение, что никогда ничего не получится и в связи с этим ребёнок просто не берётся разбираться в теме.
Важно выявить конкретные препятствия на этом пути. В этом может помочь регулярное общение с ребенком — задавайте открытые вопросы, которые помогут понять его точку зрения. Например: «Что тебе не нравится в этом предмете? Почему ты считаешь, что не успеваешь?» Этот подход позволит не только выявить причины отставания, но и установить доверительные отношения между вами.
Понимание причины даст вам возможность понять, что делать дальше, какие стратегии применять, как мотивировать и стоит ли это делать прямо сейчас.
Как помочь ребёнку?
Индивидуальный подход
Ребёнок отстал по причинам длительной болезни, то одним из распространённых методов в данном случае будет организация индивидуального подхода к каждому ученику. Например, учитель может уделить дополнительное время на объяснение сложных тем, при этом разбивая материал на более мелкие, понятные части.
Если ребёнок пропустил слишком много, то возможно понадобится помощь репетитора — но на время. До тех пор, пока ребёнку не станет просто ориентироваться в материале.
Также важно учитывать различные стили обучения. Дети могут быть визуалами, аудиалами или кинестетиками, и понимание их особенностей может помочь в выборе подходящих методов. Например, многие ученики могут лучше усваивать информацию, если им показывать диаграммы и графики.
Возможно, вашему ребенку нужен более медленный темп обучения или же он нуждается в дополнительных материалах, чтобы лучше усваивать знания.
Привлечение репетитора или использование дополнительных ресурсов, таких как онлайн-курсы, может оказать положительное влияние на его успеваемость. Игровой подход также помогает включиться и изучить что-то в нестандартной классной обстановке и не за столом.
Как правило дети, которые очень сильно устали или от этого начинают проседать в учёбе, на самом деле, не требуют какого-то специального внимания. В первую очередь, если вы видите, что ребёнок перегрелся как батарейка, нужно обязательно организовать отдых в течение дня и насытить организм необходимым. Дальше он сам наберёт форму, когда будет готов. В таких случаях очень важно понимать, что от перенапряжения и излишнего давления на ребёнка мы можем ухудшить ситуацию и поэтому не стоит нагружать ребёнка ещё больше.
Сложнее обстоят дела с психологическими причинами неуспеваемости.
Если же причины неуспеваемости носят психологический характер, то самое главное, что нужно сделать — встать на сторону ребёнка и полностью его поддерживать. Один из важных аспектов поддержки — это создание безопасной учебной среды. Если у ребёнка проблемы в коллективе, то абсолютно точно понятно, что он не может заниматься хорошо и быть успешным, пока эти сложности не решатся. Поэтому в первую очередь родителям и учителям необходимо объединить все силы, чтобы наладить атмосферу в коллективе, а дальше уже решать вопросы с обучением и успеваемостью.
Если же у ребёнка есть сложности с самооценкой, то вам нужно будет максимально «расслабить» ребёнка в этой некомфортной для него зоне. Постараться убрать его из соревновательной среды, сделав акцент на собственной динамике и на том, что хорошо получается у ученика. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что ошибка — это не конец света, а возможность научиться чему-то новому. Постарайтесь поощрять его за усилия, а не только за достигнутые результаты.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с интересом и желанием достигать результатов ради самого процесса. Внешняя, наоборот, включает внешние стимулы, такие как оценки, похвала или награды. Ученики, которые остаются мотивированными из-за собственных интересов, чаще показывают более высокие результаты, как правило. Но внешняя мотивация как раз очень хорошо помогает справиться со сложностями в учёбе во время стресса и кризиса. Не бойтесь договариваться с ребёнком о том, что он делает и что он за это получает. От него сейчас требуется огромное количество усилий и здорово, если он даже просто соглашается их прилагать.
Эмоциональная поддержка со стороны учителей и ровесников может увеличить мотивацию учеников и улучшить их успеваемость. Учителя могут организовывать групповые занятия, где ученики могут обмениваться знаниями и помогать друг другу. Так, в одной из школ в Финляндии было проведено исследование, в котором группа учащихся, работающих в парах, значительно улучшила свои результаты по математике: 85% детей в этой группе повысили свои оценки на один балл по сравнению с другими классами.
Расписание, план и система
Создание четкого расписания может помочь ребенку организовать свое время, что особенно важно для тех, кто отстает. Вместе с ним составьте план занятий, который включает время на выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и отдых.
Это поможет не устать ещё сильнее, пока вы догоняете.
Расписание лучше всего сделать визуальным, чтобы можно было чётко определить, когда и что происходит в жизни у ребёнка.
Оптимизация помощи и онлайн
На данный момент хорошим вариантом успеть, догнать, понять, разобраться в школьной программе является онлайн-ресурсы. В «Онлайн-школе № 1» есть целая бесплатная цифровая библиотека с видеолекциями и методическими материалами по каждой теме школьной программы с 1 по 11 класс. Это проверенная четкая структурированная информация от наших педагогов, которой точно можно доверять. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок получал поддержку в период обучения — этот вариант подойдёт вам лучше всего.
Ищите то, что поможет вам оптимизировать время и сократить отставание.
Основным источником вдохновения и бюджета мотивации для детей являются родители и учителя. Важно, чтобы оба этих круга сотрудничали друг с другом, поддерживая и дополняя усилия друг друга. Регулярные встречи между родителями и учителями помогут выработать общий подход к обучению и развитию ребенка, а также время от времени обсуждать его успехи и проблемные зоны.
Важно помнить, что каждый ребенок — это уникальная личность, и подход к его обучению должен быть такой же уникальный.