
М. Ю. Лермонтов в 5 классе по школьной программе: список произведений, анализ, как писать сочинение
Школьная программа по литературе в 5 классе знакомит учеников с произведениями великих русских писателей, включая М. Ю. Лермонтова. Его творчество помогает школьникам не только изучать исторические события, но и развивать чувство патриотизма, анализировать характеры героев и глубже понимать национальную культуру. «Бородино» — одно из обязательных произведений, которое проходят пятиклассники.
Анализ произведения «Бородино»

Стихотворение описывает события решающей битвы в Отечественной войне 1812 года, передавая героизм русского народа. Название указывает на место знаменитой битвы с французами и символизирует борьбу России за свободу и честь. Воспоминания солдата о сражении составляют основу рассказа. Такой прием делает повествование живым, приближает читателя к героям и подчеркивает их отвагу. Стихотворение было написано в 1837 году, в честь 25-летия войны. Лермонтов вдохновлялся рассказами А. А. Столыпина, участника тех событий.
Основная тема
«Бородино» поднимает тему патриотизма, раскрывая героизм русского народа в борьбе с захватчиками. Лермонтов делает акцент на роли простых солдат, их смелости и преданности Родине. Основная мысль — сила России заключается в её народе и его патриотизме.
Композиция
Стихотворение, состоящее из 14 строф, имеет кольцевую композицию. Начало и конец повествования посвящены молодому поколению современников поэта, которое автор сравнивает с героями Бородинского сражения. Произведение представляет собой диалог между ветераном войны 1812 года и молодым человеком. Первая часть рассказывает об историческом контексте и настроении армии перед битвой. Во второй части живо описано само сражение, подвиг русских солдат и его результат. Народный язык, бытовые детали и эмоциональная окраска придают картине боя реалистичность.
Жанр
Произведение сочетает черты баллады, народной оды и лирического стихотворения.
Художественные средства выразительности
«Бородино» наполнено яркими образами, выразительными средствами и красочными сравнениями. Особенно выделяется использование гиперболы, которая помогает живо передать сцены битвы. Например: «земля тряслась…», «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…».
Эпитеты «досадно было», «могучее, лихое племя», «протяжный вой» делают описание событий насыщенным и образным, а олицетворения «звенел булат», «затрещали барабаны», «картечь визжала» оживляют картину боя, придавая движение неодушевлённым предметам.
Сравнения подчеркивают масштаб и драматизм происходящего: «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени».
Сочинение в 5 классе

Сочинения помогают детям научиться выражать свои мысли и анализировать прочитанное. Вот несколько рекомендаций по написанию сочинений:
- Выбор темы. Если предлагается несколько вариантов, выбирайте ту, которая ближе и понятнее.
- Обдумывание. Определите главное слово в теме и подумайте, как оно поможет раскрыть вашу мысль.
- Подбор материала. Продумайте, какие герои, события и факты станут основой сочинения.
- Составление плана:
- Введение. Укажите общую информацию о произведении, поделитесь своими впечатлениями.
- Основная часть. Она должна убедить читателя принять вашу точку зрения. Для этого используйте личный опыт, примеры из текста, цитаты или факты. Если тема предполагает дискуссию, изложите альтернативную позицию и аргументированно её опровергните, например начиная с фразы: «С другой стороны…».
- Заключение. Подведите итог, выразите личное отношение к произведению.
Этапы работы над сочинением:
1. Напишите текст, выражая свои мысли и подкрепляя их цитатами из произведения.
2. Проведите редактирование:
- сначала проверьте общий объём — нет ли слишком длинных или коротких частей;
- затем убедитесь, что все пункты плана выполнены, а текст логично структурирован;
- в завершение исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Перепишите окончательный вариант, ещё раз проверив текст перед сдачей.
Примерное начало сочинения:
«М. Ю. Лермонтов — один из самых выдающихся поэтов XIX века. Его стихотворение „Бородино“ позволяет погрузиться в атмосферу героического прошлого нашей страны. Простой, но искренний рассказ солдата помогает понять, какими были люди того времени — смелыми, верными долгу и Родине».
Что ещё почитать на летних каникулах четверокласснику?

Летом школьники могут подготовиться к следующему учебному году, прочитав произведения, рекомендованные программой.
Русская литература: басни Крылова, Некрасов «Мороз — Красный нос», Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», Тургенев «Му-му».
Мифы и сказки: мифы Древней Греции, русские народные сказки.
Зарубежная литература: сказки народов мира.
Изучение творчества Лермонтова и других классиков помогает детям развивать аналитическое мышление, расширять словарный запас и учиться сопереживать героям произведений. Важно поддерживать интерес ребёнка к литературе, обсуждая с ним прочитанное и помогая находить ответы на вопросы, возникающие в процессе чтения.
Советуем к прочтению:
- М.Ю. Лермонтов на ЕГЭ по литературе: что нужно знать обязательно
- Изучение Лермонтова в школьной программе: гид по ключевым произведениям

Попробуйте неделю бесплатно
