
Дата публикации
1 сентября 2025
Программа 4 класса: краткий обзор
Переход в четвертый класс — важный и волнительный этап в жизни каждого ученика. Он символизирует не только завершение начальной школы, но и переход к более углубленному изучению предметов, которые сформируют базу для дальнейшего обучения. В этой статье мы предлагаем подробный гид по учебной программе четвертого класса, чтобы вы могли лучше понять, что ожидает ваших детей в новом учебном году.
Программа четвертого класса: коротко о главном

Рассмотрим подробнее, что будет изучать ваш ребенок в четвертом классе. В таблицах представлена усеченная форма программы, полный план гораздо более обширный. Основная задача четвертого класса — переход к более сложным и интересным навыкам, которые позволят ребенку без труда освоить программу средних и старших классов.
Русский язык
Нормы языка: Ознакомление с основами орфоэпии, лексики и грамматики, а также правилами речевого этикета. | Качественная речь: Формирование умения контролировать и оценивать качество своей речи. | Научные концепции: Освоение базовых понятий фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, понимание взаимосвязей между ними. |
Коммуникативные задачи: Применение языковых норм в учебной деятельности и свободном общении. | Цели общения: Определение задач и выбор адекватных языковых средств для эффективного общения. | Работа с языковыми единицами: Умение находить, характеризовать и классифицировать звуки, буквы и слова, а также конструировать из них более сложные языковые конструкции. |
Грамотность письменной речи: Основы орфографии и пунктуации, а также навыки проверки написанного текста. |
Математика
Применение знаний: Использование математических понятий для описания и анализа окружающего мира, включая количественные и пространственные отношения. | Счёт и измерение: Освоение основ счёта, измерений и оценки результатов, а также представление данных в различных форматах (таблицы, схемы, диаграммы). | Арифметические действия: Умение проводить арифметические операции, решать текстовые задачи, разрабатывать и выполнять алгоритмы. |
Логическое мышление: Развитие навыков логического и алгоритмического мышления, пространственного восприятия и математической речи. | Решение задач: Начальный опыт применения математики для решения учебных и практических задач. | Геометрия: Распознавание и создание геометрических фигур, работа с данными в наглядных формах и их интерпретация. |
Литературное чтение
Читательская компетентность: Достижение уровня, необходимого для дальнейшего обучения; освоение чтения вслух и про себя, а также основ анализа различных текстов. | Выбор литературы: Самостоятельный выбор книг, использование справочных источников и составление аннотаций. | Работа с разными жанрами: Определение особенностей научных, учебных и художественных текстов; овладение различными формами письменной речи (повествования, рассуждения, описания). |
Виды чтения: Использование изучающего, выборочного и поискового чтения, умение оценивать и обсуждать текстовое содержание. | Анализ текста: Умение устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль, делить текст на части и составлять план. | Творческие способности: Развитие умений создавать собственные тексты на основе прочитанного, а также произведений искусства и личного опыта. |
Окружающий мир
Уважение к культуре: Формирование позитивного отношения к семье, истории и культуре. | Методы изучения: Освоение простых способов изучения природы и общества: наблюдение, запись, измерение, сравнение и классификация. | Причинно-следственные связи: Развитие навыков выявления взаимосвязей в окружающем мире. |
Экологическая осознанность: Понимание целостности мира и основ экологической грамотности. |
Английский язык
Начальные навыки общения: Развитие базовых умений устного и письменного общения с носителями языка в зависимости от потребностей. | Лингвистические представления: Получение элементарных знаний, необходимых для овладения письменной и устной речью, что расширяет языковой кругозор. | Толерантность и дружелюбие: Формирование положительного отношения к носителям языка через знакомство с культурой сверстников и детской литературой других стран. |
Правила общения: Освоение основных норм речевого и неречевого поведения. |
Чему ребенок научится в конце четвертого класса

Русский язык
- Создание текстов: умение составлять короткие тексты (3–5 предложений) для различных ситуаций (поздравления, извинения, просьбы) и строить монологические высказывания (4–6 предложений).
- Типы речи: способность распознавать и называть основные типы речи: повествование, рассуждение и описание.
- Работа с текстом: умение определять тему, основную мысль, озаглавливать текст, корректировать последовательность событий и составлять план.
- Пересказ: выполнение подробного и выборочного пересказа текстов как устно, так и письменно.
- Чтение: навыки ознакомительного и изучающего чтения для нахождения информации в тексте.
- Правописание: знание и применение правил написания, включая безударные окончания и правописание с частицей «не».
- Лексика: определение лексического значения слова, подбор синонимов и антонимов, понимание фразеологизмов.
- Разбор слова: умение выполнять морфологический разбор слов, включая определение части речи и грамматических признаков (род, число, падеж, спряжение).
- Структура предложения: классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, а также распознавание и составление предложений с однородными членам.
- Диктовка и изложение: умение писать под диктовку короткие тексты (до 80 слов) и составлять изложения (50–60 слов).
Литературное чтение
Понимание произведения:
- формулирование собственного мнения о героях и их поступках;
- сравнение личного отношения с позицией автора;
- определение и нахождение в тексте выразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- анализ описаний пейзажа и интерьера, интерпретация текста своими словами с примерами из произведения.
Герои и критерии сравнения:
- сравнение героев по заданным критериям и разработка собственных;
- применение литературных терминов при анализе прозы и поэзии;
- формулирование вопросов к познавательным и художественным текстам.
Пересказ текста:
- владение различными стилями пересказа: детально, выборочно, сжато и от лица персонажа;
- составление вопросного и цитатного плана;
- использование языковых средств для передачи эмоций и мыслей;
- написание кратких отзывов о прочитанном и сочинение рассказов по аналогии;
- формулирование выводов на основе текста с примерами.
Математика
Работа с числами:
- чтение и запись чисел до 1 000 000, представление их в виде суммы разрядных слагаемых;
- определение чисел, больших или меньших заданного значения.
Прогнозирование и проверка результатов:
- прогнозирование результатов вычислений, использование признаков делимости;
- проверка достоверности решений с помощью алгоритмов, а также калькулятора.
Работа с величинами:
- знание и использование единиц измерения (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
- решение текстовых задач, преобразование величин, выбор методов вычислений.
Геометрия:
- определение геометрических фигур: окружность, круг и простейшие пространственные формы (шар, куб и др.);
- изображение окружности заданного радиуса с помощью циркуля.
Логика и классификация:
- определение истинных и ложных утверждений, формулирование выводов;
- классификация объектов по заданным признакам.
Работа с графиками и таблицами:
- извлечение информации из диаграмм и таблиц, заполнение предложенных форматов.
Окружающий мир
История России:
- знание государственных праздников и ключевых событий;
- изучение известных исторических деятелей и современных личностей.
Работа с картами:
- умение показывать географические объекты на физической, политической и исторической картах;
- использование «ленты времени» для соотнесения событий и деятелей.
Природа и экология:
- распознавание объектов живой и неживой природы по описаниям и изображениям;
- описание форм земной поверхности, рек, озер, природных зон и планет Солнечной системы.
Классификация и наблюдение:
- группировка и сравнение объектов природы по значимым признакам;
- проведение наблюдений и экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасности.
Информация и коммуникация:
- использование различных источников для сбора информации;
- создание структурированных высказываний о природе и обществе.
Безопасность и здоровье:
- осознание последствий полезных и вредных привычек;
- соблюдение правил безопасного поведения в различных ситуациях, включая использование транспорта.
Английский язык
Умения и навыки:
- восприятие на слух простых рассказов и диалогов со знакомыми словами;
- чтение небольших текстов на английском языке;
- выделение ключевой информации из текста;
- ведение простых диалогов (4–5 реплик);
- написание рассказов-описаний (8–9 предложений);
- написание писем и открыток;
- правильное произношение и интонация.
Грамматика:
- основные времена: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple;
- формирование общих и специальных вопросов;
- степени сравнения прилагательных;-притяжательные местоимения;
- различие исчисляемых и неисчисляемых существительных;
- порядковые числительные.
Рекомендуемые учебники для 4 класса

Русский язык
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. В 2 частях (+ электронное приложение).
- Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.
Математика*
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 4 класс. В 2 частях (+ электронное приложение).
- Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс.
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся. 4 класс.
- Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 4 класс.
Литературное чтение
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях (+ электронное приложение).
- Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
- Бойкина М. В., Плюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс.
Окружающий мир
- Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях (+ электронное приложение).
- Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях.
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс.
- Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс.
Английский язык
- Алексеев А. А., Смирнова Е. Ю. и др. English (2–4 классы).
- Афанасьева О. В., Михеева И. В. Rainbow English (2–4 классы).
- Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. Starlight (2–4 классы).
Изобразительное искусство
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского.
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского.
Технология
- Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. 4 класс.
- Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
- Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.
Музыка
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 4 класс.
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс (CD MP3).
Советуем к прочтению:

Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено
Домашнее
обучение?
Дата публикации
1 сентября 2025
Попробуйте неделю бесплатно
Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
