
Произведения М.Ю. Лермонтова в 4 классе: краткое описание и анализ
Содержание:
- Кто такой М.Ю. Лермонтов
- Программа М.Ю. Лермонтова в 4 классе
- Влияние Лермонтова на русскую литературу
Сегодня мы расскажем, какие произведения Лермонтова изучают ребята в 4 классе. Но начнем с самого начала.
Кто такой М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из ярких представителей русской литературы XIX века. Он родился в 1814 году и ушел из жизни в 1841 году. Несправедливо короткая, но насыщенная жизнь!
В младенчестве мальчик потерял мать и воспитывался бабушкой. Это наложило отпечаток на его характер и творчество. С детства он обожал литературу и живопись, увлекался поэзией и говорил рифмами, чем удивлял и восхищал окружение.
Лермонтов стал известен благодаря своему таланту и трагической судьбе. Его жизнь была полна испытаний: он пережил разочарования в любви, конфликты с обществом и даже ссылки. В 1841 году поэт погиб на дуэли, что стало настоящей трагедией для русской литературы. Несмотря на короткую жизнь, Лермонтов оставил богатое наследие, включая стихи, поэмы и прозу.
У него был талант — говорить о том, что волнует каждого из нас, но не находит выхода. Михаил Юрьевич обрамил чувства простых людей в удивительные стихи. В этой статье мы поговорим о тех произведениях, которые изучают в 4 классе. Окунемся в детство.
Программа М.Ю. Лермонтова в 4 классе

В 4 классе учителя знакомят детей с несколькими произведениями Лермонтова. Обычно это «Бородино», «Песнь про купца Калашникова», «Дары Терека», «Утес». Каждое из этих произведений — особенное, полное эмоций и образов.
«Бородино»
Это стихотворение о знаменитой битве 1812 года, когда русские войска сражались с Наполеоном. Лермонтов мастерски передал дух времени, чувства солдат, атмосферу на поле боя. Мы даже можем услышать звуки сражения:
«…И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»,
«…Звучал булат, картечь визжала…»
С помощью таких ярких образов Лермонтов создает у читателя ощущение присутствия на поле боя. Он не только восхваляет героев и их мужество, но и показывает, каково это — быть на войне. Стихотворение наполнено патриотизмом и гордостью за страну, но также вызывает сочувствие к солдатам, которые испытывают страх и боль. Это помогает детям понять сложные темы через искусство, осознать важность истории и уважать подвиги предков.
«Песнь про купца Калашникова»
Это не просто песня, а трагическая история о чести, любви и мести. Купец Калашников — герой, который защищает свою семью и свое имя не на жизнь, а на смерть.
Лермонтов в «Песне» исследует природу власти и её влияние на человеческие судьбы. Он показывает, как произвол может разрушать жизни простых людей. В произведении поднимаются сложные вопросы о моральных ценностях: стоит ли жертвовать всем ради чести? Каковы последствия мести? Эти темы могут стать основой для обсуждения на уроке, где ребята могут поразмышлять о своих собственных ценностях и принципах.
Также здесь затрагивается тема мужества. Ребята могут обсудить, как бы они поступили на месте купца. Столько важных и сложных тем в одном произведении! Мастерское умение Лермонтова донести проблемы того времени (и, к сожалению, современности) до учеников четвертых классов заслуживает восхищения.
«Утес»
Теперь перейдем к «Утесу». Короткое, но мудрое произведение о силе, независимости и одиночестве. Характерная для Лермонтова черта — сравнивать человеческие переживания с природными явлениями. Утес — символ стойкости и независимости, но также обособленности и одиночества.
«Утес» передает глубокие чувства героя, который ощущает себя изолированным от окружающего мира, подобно утесу, стоящему одиноко среди моря. Этот образ помогает детям понять свои эмоции через образы природы в произведениях Лермонтова. Такие приёмы и их анализ развивают эмоциональный интеллект с раннего возраста.
«Дары Терека»
Это стихотворение Михаил Юрьевич написал в 1837 году, пораженный красотой Кавказа, а именно — рекой Терек. Но он не просто описывает природу! Он снова использует свой прием: образы природы передают чувства человека.
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.»
Лермонтов применяет метафоры и сравнения для выражения эмоций: река становится символом внутренней борьбы человека. На первый взгляд кажется, что детям сложно воспринимать такой формат произведений. Но Лермонтов так логично и понятно описывает события и доносит смыслы, что наводящие вопросы учителя помогают школьникам разобраться в его поэзии.
Влияние Лермонтова на русскую литературу

Михаил Юрьевич сильно повлиял на русскую литературу. Его творчество связывает романтизм и реализм. Он писал о том, как человек чувствует себя одиноким, сравнивая это с природой, как борется с обществом и справляется с внутренними конфликтами. Лермонтов стал одним из первых поэтов, кто подробно описывал внутренний мир своих героев, помогая читателям лучше понять их чувства и переживания, а иногда — провести параллели с собой.
Заключение
Лермонтов для детей — это развитие патриотизма, умение понимать свои чувства, знакомство с историей, размышления о дружбе, чести и смысле жизни. И все это в красивой, ритмичной форме. Гениально!
Изучая произведения Лермонтова, ребята не только погружаются в мир поэзии, но и учатся видеть важные вещи вокруг себя: ценить дружбу, честность и мужество. Это делает его творчество актуальным даже для современных детей.
Советуем к прочтению:
- Список произведений для 4 класса
- Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

Попробуйте неделю бесплатно
