Ребёнок быстро теряет интерес, что делать?
Содержание:
- Слишком легко и скучно
- Действительно не интересно
- Недостаток внутренней мотивации
- Адаптация или усталость
- Отсутствие вовлечённости со стороны значимых взрослых
- Проблемы другого характера
Современные дети сталкиваются с множеством отвлекающих факторов, которые могут приводить к быстрой потере интереса к занятиям. Разнообразие технологий, а также насыщенная и динамичная среда, в которой они растут, делают их внимание подверженным влиянию мгновенных развлечений. Именно поэтому важно заботиться о том, чтобы занятия были не только полезными, но и интересными для детей.
Но как это сделать?
Для начала важно отметить, что у каждого ребёнка могут быть свои поводы, почему он теряет интерес слишком быстро. И наша с вами задача, как взрослых — выяснить, какая самая главная причина. Это важная задача для родителей, педагогов и психологов.
Давайте разбираться с основными причинами потери интереса:
Слишком легко и скучно
По данным исследования, проведенного Институтом детского развития в США в 2022 году, 70% детей теряют интерес к деятельности, когда они не видят в ней достаточную сложность. Например, если ребёнок учится играть на музыкальном инструменте, он может быстро уставать от рутинных упражнений и перестать заниматься, если не ощутит прогресса и творческой составляющей.
Что делать?
Обратите внимание на то, чтобы интерес к деятельности у ребёнка сохранялся. Для этого важно подбирать задания, которые соответствуют его уровню обучения, и при этом были бы ему интересными.
Можно включать в задания истории его любимых персонажей, а, если ребёнок активный, то проводить занятия в движении, больше переключаться со спокойной на активную виды деятельности.
Для учителей
Если в вашем классе находятся дети с разным уровнем и скоростью усвоения материала, подбирайте такие задания, в которых есть возможность проявить себя на возможном уровне. Подготовьте дополнительные задания для тех, кто справляется слишком быстро, и давайте детям возможность решать быстрее. Это точно будет лучше скучающих детей, которые в итоге потом могут начать проявлять себя поведенчески.
Действительно не интересно
Монотонность может убить даже самый сильный интерес. Поэтому важно предлагать ребенку разнообразные занятия. Если он занимается музыкой, и ему необходимо играть по несколько часов в день одно и то же, включите в процесс игровой элемент: предложите ему представить, как это какой-то персонаж преодолевает препятствия, и зарабатывает баллы или очки, становится сильнее и сильнее и в итоге отправляется в классное путешествие. Разнообразьте эту деятельность просмотром фильмов о музыкантах. Или создайте систему баллов за выполнение разных заданий, где ребенок может зарабатывать «игровые деньги», которые впоследствии можно обменивать на что-то желаемое.
Игровые методы являются одними из наиболее эффективных для поддержания интереса детей. Элементы игры способны сделать скучные задачи увлекательными.
Для учителей
Методика преподавания очень важна. Именно поэтому у одного преподавателя дети будут учить этот предмет, а у другого — нет. Учебный процесс, построенный на одностороннем взаимодействии, также может стать неинтересным и унылым для ребенка. Креативные и интерактивные методы обучения помогают повысить интерес. Устраивайте периодически парламенты, конференции, квесты и квизы, играйте в сюжетные игры с детьми, чтобы им было веселее. Так они точно лучше запомнят материал.
Включайте ребёнка в то, что происходит, собирайте обратную связь, слушайте то, что он говорит — возможно, он сам может подсказать вам, как сделать так, чтобы урок был более интересным.
Недостаток внутренней мотивации
И эта причина может быть вполне себе обоснованной — в силу возраста ребёнка. Существует множество различных мнений на тему внутренней мотивации и того, как её развивать.
Мы хотим предложить вам очень простую схему.
Что делать?
Если ваш ребёнок учится в начальной школе, и материал для него сейчас очень сложный, вы не понимаете, как включить его в выполнение задания — отступите на шаг назад: возьмите то, что даётся ему легко и постепенно наращивайте уровень сложности.
Постарайтесь раздробить задание на маленькие задачи, чтобы ребёнок быстрее видел результат своей деятельности. Так ему будет легче найти силы двигаться дальше.
Если на этапе усложнения задачи, ребёнок отказывается выполнять задания, введите внешний мотиватор — с кем-то это будет совместный поход в кино или покупка игрушки, а с кем-то можно придумать более сложную схему с накоплением очков роста (или чего угодно).
Как только вы видите, что ребёнок «вошёл» в выполнение задачи и с лёгкостью с ней справляется уберите внешнюю мотивацию на более высокий уровень выполнения и сообщите ребёнку о том, что пришла пора двигаться дальше.
Помните, у каждого своя скорость.
Адаптация или усталость
Эти естественные физиологические причины очень важно учитывать на этапе включения ребёнка в деятельность.
В первые пару месяцев обучения не ставьте перед ребёнком больших академических задач. Основная задача — адаптироваться к новому месту, году, людям вокруг, учителям, войти в режим после каникул, включить своё внимание в то, что происходит.
Поощряйте ребёнка за то, что он смог высидеть все уроки, рассказал вам о том, что нового он узнал, уточняйте и исследуйте, к чему в это время он проявляет наибольший интерес.
К середине года уже начинает накапливаться усталость и к весне, как правило, выдаёт она выдаёт себя целиком. В эти моменты также нужно менять форматы занятия, сбивать привычный режим загрузки энергии, пробовать что-то новое в обучении на уроках, чтобы проявить другой интерес.
Существует также такое понятие, как усталость внимания, она касается самого процесса обучения. У детей (и у взрослых также) может происходить значительное снижение концентрации на задачах после 20 минут активности. Поэтому взрослые намеренно должны планировать короткие паузы и разнообразить деятельность, чтобы поддерживать интерес и сосредоточенность. Делая уроки с ребёнком, вы можете ставить ему таймер на 15-20 минут, а потом делать 5-минутный отдых и снова приступать к деятельности.
На уроках также важно использовать этот принцип перераспределения внимания.
Отсутствие вовлечённости со стороны значимых взрослых
Дети часто теряют интерес, когда не получают позитивной обратной связи или поддержки от окружающих. Например, при обучении в классе, если учитель не проявляет интерес к успехам каждого ребенка, последний может почувствовать себя игнорируемым, что в итоге приводит к снижению мотивации.
И, на первых парах, это абсолютно нормально. Когда ты начинаешь что-то новое, всегда важно, чтобы рядом был человек, который поддержит тебя.
Дети, которые чувствуют поддержку своих родителей, как правило, обладают более высокой мотивацией к учебе и занятиям.
Проблемы другого характера
Конечно, мы не будем давать никаких советов по удержанию внимания у тех детей, у которых в жизни происходит много изменений и личных переживаний.
Если у ребёнка сейчас случилось много эмоциональных событий: развелись родители, переехали в другую страну, родился братик или сестрёнка, умер кто-то из родственников и др. — то снижение уровня внимания в такие моменты совершенно нормальный феномен, и это нужно просто принять.
Основная помощь для ребёнка в этот момент — поддержка со стороны родных и близкий, установление равновесия в семье, психологическая поддержка.
Помните, мы не решаем академические задачи ребёнка в состоянии стресса — в этом случае все должны общаться и работать с ребёнком в поддерживающем режиме.
Также физиологические особенности могут стать причинами быстрой утраты интереса. Если вы понимаете, что на данный момент нет такой деятельности, на которой ребёнок мог бы сконцентрироваться, то в таком случае стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вашему ребёнку будут необходимы специальные условия работы в классе и, конечно, учителям также важно об этом знать.
Быстрая потеря интереса к деятельности может быть абсолютно нормальным явлением для вашего ребёнка в силу возраста или, наоборот, может говорить о наличии трудностей. Поэтому важно для начала выяснить причины такого быстрого переключения.
Но правильно найти причину самостоятельно бывает сложно. Поэтому работайте сообща — вместе с педагогами, которые видят вашего ребёнка каждый день.
Помните, что ключ к успеху заключается в том, чтобы сделать обучение увлекательным, разнообразным и адаптированным к интересам вашего ребенка. Это самое главное.