Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы
Дата публикации
12 августа 2025
11 мин
Улучшение успеваемости

Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

Содержание:

Список литературы по школьной программе в России на 2024–2025 учебный год охватывает широкий спектр произведений, которые рекомендуются для изучения и помогают учащимся развивать литературные и критические навыки, а также углублять понимание русской и мировой культуры.

Ниже представлен ориентировочный список для чтения, разделённый по классам. Наши учителя составили его, опираясь на рекомендации ФОП — Федеральной образовательной программы «Школа России».

1 класс

Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

В первом классе ребята знакомятся с произведениями отечественной и зарубежной литературы, начиная с русских народных сказок: «Лиса и тетерев», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора». Дополнительно могут изучаться и другие сказки по программе.

Кроме русских народных сказок, ученики читают сказки:

  • К. И. Чуковского — «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище» и другие;
  • А. С. Пушкина — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»;
  • рассказы Л. Н. Толстого — «Три товарища», «Три медведя», «Булька», «Котёнок»;
  • рассказы Н. Носова, М. Зощенко, М. Пришвина, В. Бианки, Э. Успенского, В. Драгунского («Денискины рассказы»).

Среди зарубежных авторов изучаются:

  • Г. Х. Андерсен — «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок» и другие по выбору;
  • Братья Гримм, Ш. Перро;
  • Дж. Родари — «Путешествие Голубой Стрелы»;
  • А. Линдгрен — «Три повести о Малыше и Карлсоне»;
  • Т. Янссон — «Маленькие тролли и большое наводнение»;
  • А. Милн — «Винни-Пух и все-все-все»;
  • Р. Киплинг — «Рикки-Тикки-Тави» и другие.

Кроме прозы, ученики первого класса знакомятся со стихами Б. Заходера, А. Барто, С. Маршака, Г. Остера.

2 класс

Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

Во втором классе ученики в основном изучают произведения русских писателей, продолжая знакомиться с рассказами и сказками уже известных авторов. Примерный список:

Русские народные сказки:

  • «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики»; «Лиса и журавль», «Два мороза»;
  • Сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Сказки М. Горького: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой»;
  • Б. Житков «Как я ловил человечков», «Помощь идёт»;
  • Н. Носов «Ступеньки», «Незнайка на луне»;
  • В. Драгунский: «Он живой и светится», «Первый день»;
  • Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»; «Чебурашка»;
  • Л. Толстой «Акула», «Лев и собачка», «Прыжок», «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек»;
  • Л. Пантелеев «Честное слово» и другие рассказы о мальчиках и девочках. «Буквы Ты», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»;
  • Д. Хармс — стихи;
  • В. Голявкин, В. Катаев, В. Гаршин, В. Жуковский — рассказы.
  • Рассказы о природе: В. Солоухин, В. Бианки, К. Паустовский.

Зарубежная литература:

Сказки Г.Х. Андерсена: «Гадкий утёнок», «Огниво», «Ель» и другие;
Ш. Перро, Братья Гримм.

Стихотворения

  • В. Берестов «Кошкин щенок», «За игрой», «Гляжу с высоты», «Хитрые грибы», «Путешественники»;
  • А. Барто;
  • Е. Благинина «Простокваша», «Посидим и в тишине»;
  • А. Блок «На лугу»;
  • А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»;
  • Б. Заходер — стихи;
  • С. Михалков — стихи;
  • Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»;
  • С. Маршак — стихи;
  • А. Прокофьев «Как на горке, на горе»;
  • Ф. Тютчев — стихи;
  • А. Фет «Ласточки пропали»;
  • Д. Хармс;
  • К. Чуковский.

3 класс

Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

В третьем классе ученики начинают более глубоко изучать русскую и зарубежную литературу.

Русские народные сказки

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
  • «Иван-царевич и Серый Волк»,
  • «Сивка-Бурка».
  • В. Астафьев «Капалуха»,
  • В. Бианки «Мышонок Пик»,
  • В. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
  • Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»,
  • Д. Мамин-Сибиряк (сказки и рассказы),
  • П. Ершов «Конёк-Горбунок»,
  • П. Бажов «Серебряное копытце»,
  • С. Аксаков «Аленький цветочек»,
  • М. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Также в программе — сказки А. Пушкина, басни И. Крылова, произведения В. Драгунского, К. Паустовского, М. Зощенко, А. Куприна, М. Пришвина, В. Астафьева, А. Чехова.

Дополнительно для чтения летом перед 4 классом

К. Булычёв «Путешествие Алисы», Д. Свифт «Путешествия Гулливера», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Д. Барри «Питер Пэн», Р. Бредбери «Всё лето в один день», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Ф. Баум «Страна Оз», Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля».

4–5 класс

Список рекомендуемой к прочтению литературы в рамках программы начальной школы

В четвёртом классе диапазон литературы расширяется: ученики начинают читать не только сказки и рассказы, но и более объёмные произведения. Многие из этих книг рекомендуются также и для 5 класса.

Стихотворения

  • И. Бунин «Листопад»;
  • С. Есенин «Бабушкины сказки», «Лебёдушка»;
  • А. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»;
  • С. Дрожжин «Родине»;
  • М. Лермонтов «Дары Терека»;
  • Н. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»;
  • А. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье…»;
  • Б. Пастернак «Золотая осень»;
  • А. Фет «Весенний дождь» и другие;
  • М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Как неожиданно и ярко».

Проза

  • А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»;
  • рассказы В. Голявкина;
  • В. Железников «Чучело»;
  • Е. Велтисов «Приключения Электроника»;
  • А. Пушкин «Руслан и Людмила»;
  • Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»;
  • А. Куприн «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька»;
  • Н. Кун «Мифы Древней Греции»;
  • П. Бажов «Серебряное копытце», «Каменный цветок»;
  • Г. Х. Андерсен «Снежная королева»;
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»;
  • М. Зощенко «Ёлка»;
  • Б. Житков «Как я ловил человечков»;
  • рассказы Н. Лескова, А. Рыбакова, В. Гаршина, Е. Носова.

Хотим отметить, что это примерный список литературы, который проходят ученики начальной школы. В зависимости от индивидуального подхода к обучению перечень произведений может меняться. Учителя могут сделать акцент на отдельных произведениях. Обратите внимание на то, какие книги входят в школьную программу, а какие рекомендуются для чтения летом. Это лишь наш ориентировочный список рекомендаций. Приятного чтения!

Советуем к прочтению:

Image by freepik

Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Дарья Бурякова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
12 августа 2025
Автор публикации
Дарья Бурякова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Похожие статьи
    Что изучают по математике в пятом классе?
    Лирика Пушкина в 9 классе
    Лермонтов в средней школе: основные произведения и ключевые моменты анализа
    Произведения А. С. Пушкина в 7 классе
    Произведения А.С. Пушкина в 6 классе: список, анализ и советы для сочинения
    М. Ю. Лермонтов в 5 классе по школьной программе: список произведений, анализ, как писать сочинение
    Программа 4 класса: краткий обзор
    Что значит «экспроприировать»?
    Произведения М.Ю. Лермонтова в 4 классе: краткое описание и анализ
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Что изменится с 1 сентября 2025 года: ключевые законы для родителей, детей, педагогов и студентов
    Лучшие Telegram-каналы для школьников
    Что делать, если ребёнок плохо учится и теряет интерес к школе
    Нейроотличные дети: как распознать и помочь школьнику в учёбе
    Экскурсии в рамках школьной программы: от начальной до старшей школы
    Онлайн-школа для детей-экспатов: как сохранить качество образования в любой точке мира
    Профилактика буллинга и кибербуллинга: алгоритм действий
    Профориентация 2025/26: как выбрать будущую профессию
    Плохие оценки у школьника: кто виноват — школа, учителя или сам ребёнок