Старое vs новое: какие методы обучения в школе лучше?
Содержание:
Нередко от более старших родственников можно услышать довольно распространённую фразу о современном образовании, а именно «Раньше было лучше». Многие называют образование в СССР самым сильным, что в тот период образовательному уровню учеников уделяли больше внимания, развивали детей и интеллектуально, и творчески, и не забывали о патриотичном воспитании. Современное образование же для старшего поколения — слабое, стандартизированное, недостаточно всестороннее, а технологический прогресс и компьютеризация — игры, которые отвлекают, а не помогают.
Насколько старые методы были действительно лучше новых, и настолько ли новые методы образования несовершенны мы рассмотрим в этом материале.
Традиционные методы обучения: что это такое?
Стандартная, старая модель обучения разделялась на два основных метода:
Объяснительно-иллюстративный
Ученик получает текстовую информацию, которая подкрепляется визуальными образами. Самый яркий предмет — азбука, в которой к каждой букве есть слово, а к слову яркая иллюстрация. Так ребёнок воспринимает слово не только, как текст, а и визуально, более прочно закрепляя его в подсознании.
Репродуктивный
Ученику дают творческое задание, например, приготовить реферат. Метод должен простимулировать ученика найти информацию вне учебника, подключить другие источники, чтобы расширить свою работу. Суть такого способа в том, чтобы расширить кругозор учеников, к тому же, написать тот же реферат только по учебнику просто невозможно.
Старый метод обучения довольно привычный, большинство современных молодых родителей обучались именно по этой образовательной модели. Однако, в современном переосмыслении сферы образования можно выделить и негативные последствия:
- стандартизированный интеллект, отсутствие обучения дискуссии и выражению собственного мнения;
- отсутствие концентрации;
- темп и объём знаний не высокий и не низкий, довольно усреднённый;
- сильная нагрузка на память;
- общая рассеянность учеников из-за большого объёма теории.
Новые методы образования: что подразумевается?
В современном образовании методы обучения из статичных и теоретических переходят в интерактивные и активные форматы взаимодействия между педагогами и учениками.
Интерактивная форма
Вместо самостоятельного поиска дополнительных источников, как в репродуктивном методе, детей объединяют в мини-группы. Задаётся общая тема, которую ребята должны раскрыть, и ученики коллективно формируют итоговый проект, при этом ответственность за результат в равных долях возлагается на каждого участника. Зачастую, в группе из четырёх человек один отвечает за поиск теории, второй за графическое оформление и печать, третий ищет иллюстрации и интересные факты, четвёртый моделирует или выступает в качестве оратора, т.е. защищает готовую работу. Также каждый из учеников изучает суть их работы, чтобы быть готовым ответить на вопросы из класса.
К интерактивным формам обучения относят:
- экскурсии и выездные уроки;
- задания в группе;
- мультимедийные задания с применением видеоматериалов;
- ролевые задания или экономические-деловые игры;
- творческие занятия.
Активная форма
К активной форме обучения относят непосредственно деятельность на занятии, но с применением дополнительных девайсов, например, работа с компьютером или планшетом. В такой форме ученики учатся не только работать на занятии, а и применять современные гаджеты.
Новые методы образования направлены на развитие в учениках собственного мнения, желание дискутировать и отстаивать собственную точку зрения, упрощение обучения посредством использования азов планирования. Интерактивные формы нацелены на то, чтобы учёба была в радость.
Традиционные и новые методы обучения: что лучше?
Точно сказать, когда было лучше, в прошлом или настоящем, нельзя. В каждом методе есть свои преимущества и недостатки. Современному поколению ближе именно инновационный подход, так как он выстроен под потребности нового поколения. С каждым пятилетием в систему образования будут вноситься новые коррективы, чтобы образование давало конкретную пользу ученикам, а не только базовые знания. Например, в этом учебном году в системе российского образования внедрили курсы финансовой грамотности, чтобы школьники понимали важность грамотного распоряжения деньгами. Основная задача новых образовательных систем — показать детям то, как именно школьные знания помогут им в реальной жизни.
Традиционный метод | Инновационный метод | |
Цель метода | Получение учениками знаний и навыков согласно школьной программе. | Раскрытие в учениках потенциала, обучение самостоятельности и решению вопросов нестандартным путём. |
Как организуется | Индивидуальный формат обучения, формат выступлений перед классом. | Работа в коллективе, проектная и групповая деятельность. |
Какие методы используются | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. | Исследовательский и научно-исследовательский, работа с критикой и возражениями. |
Какая деятельность превалирует | Воспроизведение изученного. | Творческое переосмысление и активная работа. |
Как усваивается информация | Посредством заучивания и воспроизведения. | Поиск информации с использованием творческих методов. |
Какую функцию выполняет учитель | Передаёт информацию, занимается организацией учебного процесса. | Консультирует, следит за микроклиматом в коллективе, парламентёр. |
Ученик в системе образования | Стремится воспроизвести информацию, а не выразить себя и своё мнение. Сниженная амбициозность, нежелание выделяться среди коллектива. | Мотивирован доказать своё мнение, учёбу воспринимает не как наказание, а как возможность, демонстрирует свой потенциал и стремится к большему. |
В Онлайн-школе №1 используются уникальные современные методики, которые помогают ученикам раскрыться, работать без стеснения и проявлять себя на занятиях. Наши педагоги уделяют повышенное внимание работе в коллективе, позволяя не только постигать азы науки, а и социализироваться в полной мере через онлайн-платформу.
Поделитесь, какие методы, на ваш взгляд, работают лучше? Нужно ли их совмещать?