Что такое перевёрнутый урок в онлайн-школе
Содержание:
- Перевёрнутый урок: что это и откуда пришёл
- Что даёт ученику «перевёрнутый урок»
- Преимущества перевёрнутого урока
- Недостатки перевёрнутого урока
Концепция перевёрнутого урока, или «flipped classroom», стала особенно актуальной в контексте онлайн-школ. Этот подход предлагает революционный подход к традиционному обучению, перемещая акцент с непосредственного преподавания в классе на самостоятельное изучение материала учащимися в удобном для них формате. Что же лучше: классический урок или «перевёрнутый»? Давайте узнаем вместе.
Перевёрнутый урок: что это и откуда пришёл
Перевёрнутый урок предполагает, что учащиеся изучают новый материал дома, используя видеолекции, учебные пособия и онлайн-ресурсы, а время в классе посвящается активным методам обучения, обсуждениям и практическим заданиям. Такой подход не только даёт возможность ребятам работать в собственном темпе, но и повышает уровень вовлечённости, поскольку фокус смещается на совместное решение проблем и практическое применение знаний.
В 2007 году два педагога-химика, Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, задумались о том, как улучшить процесс обучения своих студентов, многие из которых пропускали занятия из-за участия в спортивных мероприятиях. Чтобы решить эту проблему, они начали записывать свои лекции и создавать презентации в PowerPoint, размещая их в интернете.
Вскоре они заметили, что не только те ученики, которые отсутствовали на занятиях, использовали эти материалы, но и другие ученики обращались к ним, чтобы освежить свои знания или лучше понять сложные темы. Этот эксперимент привел к активному внедрению метода перевёрнутого урока, который со временем привлек внимание и других преподавателей.
Однако, чтобы эта методика завоевала доверие и вписалась в образовательную практику, потребовалось более 15 лет, много исследований и анализов. Сторонники перевёрнутого обучения на основе данных, собранных до 2019 года, отмечали его явные преимущества: более персонализированное обучение, более эффективное использование времени и технологий, а также увеличение ответственности учащихся за собственное обучение.
Что даёт ученику «перевёрнутый урок»
У обучения по традиционной модели есть ряд ярко выраженных недостатков, которые негативно сказываются на усвоении материала школьниками. Рассмотрим несколько основных проблем.
Во-первых, если ученик не освоил теоретические аспекты, настает трудный момент: он не может восполнить пробелы. В условиях ограниченного времени на уроке педагог часто спешит, стремясь охватить всю программу. Это приводит к тому, что многие темы остаются недостаточно раскрытыми, и ученик не успевает за темпом изложения. В итоге, он покидает класс с множеством неясностей и вопросов, на которые может не найти ответов дома без посторонней помощи, такой как репетиторы или поддержка родителей.
Метод перевёрнутого урока становится эффективным решением этой проблемы: теория изучается заранее, до занятия. Ученики могут уделить изучению материала столько времени, сколько им необходимо, что позволяет лучше усваивать знания.
Ещё одна значимая проблема — недостаток времени на практические занятия. Применение теоретических знаний на практике играет важную роль в обучении. Можно провести параллель с профессиями: для врача важнее не количество прочитанных статей, а количество успешно проведенных операций.
С помощью перевёрнутого урока каждый урок ориентирован на практику. Это позволяет учителям вместе с учениками разбирать задачи и вопросы, возникающие при выполнении домашнего задания. Таким образом, ученики обучаются эффективному применению полученных знаний.
Наконец, уроки часто оказываются однообразными и предсказуемыми. Учебный процесс становится рутинным: учитель объясняет тему, после чего ученик самостоятельно сталкивается с домашним заданием, не имея четкого понимания, как решать возникающие проблемы. Инновации и интерактивные методы внедряются крайне редко.
Метод перевёрнутого урока предлагает разнообразие подходов к обучению. Теоретический материал может быть представлен в различных формах: от параграфов и статей до видеоблогов и презентаций. Это позволяет создавать более увлекательную и продуктивную образовательную среду, где ученики могут активно участвовать в процессе обучения.
Преимущества перевёрнутого урока
- Активизация вовлечённости учеников. При изучении теории до занятия дети приходят на урок подготовленными, что облегчает дискуссии и совместное решение проблем. Ученики не просто слушают учителя, они участвуют в обсуждении, задают вопросы и обмениваются идеями.
- Индивидуальный темп обучения. Каждый ученик учится по-своему. Некоторые способны быстро усваивать новые материалы, другим может потребоваться больше времени. Перевёрнутый урок эффективно адаптируется под индивидуальные потребности.
- Углублённое усвоение материала. Когда ученики приходят в класс, у них уже есть базовое понимание теории. Это позволяет больше времени уделить практическим задачам, проектной работе и критическому мышлению.
- Повышение критического мышления и самостоятельности. Перевёрнутый урок побуждает учеников принимать активное участие в своём обучении. Им приходится самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и выстраивать аргументированную позицию.
Недостатки перевёрнутого урока
- Необходимость в доступе к технологиям. Учителя должны быть осведомлены об этой проблеме и находить способы поддержки таких учеников.
- Не все ученики готовы к самостоятельному обучению. Нет сомнений, что система перевёрнутого урока требует от учеников высокой степени самодисциплины. Некоторые учащиеся могут не принимать это участие всерьёз или испытывать трудности в организации собственного времени.
- Необходимость подготовки учителей. Внедрение перевёрнутого урока требует от педагогов новых навыков. Они должны уметь создавать интерактивные материалы, чтобы заинтересовать учеников. Учителя должны проходить обучение и стажировки, чтобы освоить методы, эффективные для этого подхода.
Перевёрнутый урок представляет собой мощный инструмент, который может существенно изменить подход к обучению. Чтобы максимально эффективно использовать этот метод, необходимо создание инклюзивной образовательной среды, поддержка учителей и активное вовлечение всех учащихся в процесс.
В нашей онлайн-школе с 5 класса практикуется «перевернутый урок». Ребята уже прочувствовали все преимущества такого подхода и они, и их родители отмечают, что обучение по данной методике существенно улучшило усвоение материала и повысило уверенность в собственных силах и знаниях.