
«Почему не всегда стоит обнимать плачущего ребенка: разбираем пользу и вред объятий»
Обнимать нельзя жалеть — где поставить запятую в этом непростом предложении? В жизни каждого родителя возникает вопрос о том, что делать в ситуации, когда ребёнок плачет.
«Будешь жалеть всегда — нюней вырастет» — звучит с одной стороны от старшего поколения;
«Жалей, утешай, обнимай, люби, разрешай плакать, чтобы ребёнок понимал, что он в любом случае любим и принят» — слышно с другой.
Понятно, почему современные родители часто находятся в замешательстве — что же в итоге делать? Ведь никто не хочет испортить жизнь собственного ребёнка.
Мы попросили дать совет профессиональных психологов и готовы помочь вам разобраться и разработать стратегию поведения.
Насколько действительно полезны объятия для эмоционального состояния ребенка, и какую роль они играют в процессе его воспитания?

Объятия — это важно
Объятия являются важным средством выражения любви и поддержки. Исследования показывают, что физический контакт, включая объятия, способствует выработке «гормона счастья» — окситоцина.
Именно поэтому простые объятия могут значительно снизить уровень стресса у детей, что, в свою очередь, положительно сказывается на здоровье и эмоциональном состоянии. И ребёнку просто легче успокоиться.
В одном из опытов, проведённых с участием родителей и их детей в возрасте от 3 до 6 лет, исследователи выяснили, что те дети, которые получали больше объятий и физического контакта от родителей, лучше справлялись с эмоциональными кризисами и проявляли более высокий уровень доверия и безопасности.
Поэтому сами по себе объятия должны присутствовать в семье как факт проявления любви, нежности, внимание, теплоты. Так родители налаживают контакт с ребёнком и помогают ему чувствовать себя в безопасности.
При этом бывают ситуации, когда объятия используются только как способ успокоить истерику, и многие родители начинают замечать, что ребёнок перестаёт успокаиваться самостоятельно.
Чрезмерные объятия могут нанести вред

Первое, что следует учитывать, — это контекст. Каждая ситуация требует индивидуального подхода.
«В некоторых случаях объятия могут помочь ребенку почувствовать себя в безопасности, а в других — лишь усугубить его переживания», — утверждает специалист.
Дело в том, что дети учатся управлять своими эмоциями, наблюдая за реакциями взрослых и получая от них поддержку.
Когда ребенок плачет, ему важно понять, почему он чувствует себя плохо и какие способы есть для выхода из этой ситуации. Если взрослый берёт его на руки и обнимает, он может передать сигнал, что эмоциональный дискомфорт можно просто «замять». Таким образом, ребенок может не развивать навыки саморегуляции.
В эти моменты, как правило, в голове у родителей есть одно желание — поскорее прекратить это. И дальше уже без разговора о том, что случилось и почему.
Высокая степень физической поддержки, когда она не сбалансирована с эмпатией и вербальной помощью, может привести к проблемам в эмоциональном развитии. Между родителем и ребёнком может установиться тревожный тип привязанности.
Простыми словами, если объятия происходят по поводу и без, а после того, как ребёнок расстроился, не происходит обсуждения ситуации, то тогда это может только навредить.
| Советуем к прочтению: Как стили детско-родительских отношений влияют на развитие ребенка
Потому что ребёнок в такой ситуации начинает связывать плач с моментом разрешения конфликта, а это в свою очередь мешает ему научиться разрешать конфликт самому. В результате он может начать плакать при каждой мелочи, и позднее ему будет сложно справляться с конфликтами.
Объятия могут давать временное успокоение, но если они становятся единственным способом поддержания, ребенок может начать формировать избегающее поведение, не научившись справляться с трудными ситуациями.
Как понять, когда следует обнимать, а когда нет?

Ключ к эффективной поддержке — это создание безопасной эмоциональной среды. Вместо того чтобы сразу брать ребенка на руки, попробуйте сначала задать вопросы о том, что он чувствует.
Например: «Почему ты расстроен?» или «Что случилось?». Опишите ситуацию, которая сейчас произошла так, как вы её видите. И спросите у ребёнка, правильно ли вы описали или чем-то она всё-таки отличалась?
Эти разговоры дают возможность проговорить свои чувства, выплеснуть эмоции и научиться их именовать.
Например, если ваш ребенок поссорился с другим ребёнком и начал плакать, вместо того чтобы сразу обнять его, задайте вопросы о том, почему он расстроен, и как он себя чувствует.
Также обязательно спросите его, какая помощь и поддержка ему сейчас нужна. Может быть, он скажет сам, что ему нужно, чтобы вы его обняли и пожалели, или попросит действенной помощи — подойти и помочь поговорить.
Будьте в диалоге, старайтесь поддерживать и направлять, но забирать все проблемы на себя.
Также следует всегда держать во внимании работу с границами.
Например, если ребенок проявляет агрессию или злость, обняв его, вы можете подтвердить его негативные чувства и не помочь ему научиться справляться с ними.
Вы можете сказать: «Я вижу, что ты очень расстроен. Это нормально — чувствовать себя так. Давай обсудим, что произошло».
При этом суть не в том, чтобы полностью отказаться от объятий, а в том, чтобы предложить различный репертуар «Как я могу справляться сам».
Есть разные способы поддержки ребенка без объятий. Можно предложить утешение через действие: вместе почитать книгу, заняться рисованием или погулять на свежем воздухе.
Когда ребенок испытывает стресс (например, в новой школе или при общении с незнакомыми людьми), можно поддержать его словами: «Это может быть сложно, но ты справишься. Я здесь рядом». И потом уже обнять.
Использование вербальной поддержки в сочетании с уважением к пространству, необходимому ребенку, помогает выстраивать более доверительные отношения.
При этом, если вы понимаете, что сейчас происходит что-то такое, с чем ребёнку очень сложно справиться самостоятельно и объятия действительно снизят напряжение, то обнимите. Но если вы видите, что ребёнок способен справиться сам, то предоставьте ему эту возможность.
Давайте разберёмся на практике

1. Ребенок расстроился, что потерял любимую игрушку:
«Мне грустно, что ты потерял свою игрушку. Это очень неприятно, но давай подумаем, где мы ее могли оставить».
В этом случае объятия дополняют поддержку, и ребенок учится справляться с потерей.
2. Ребенок ссорится с другом и приходит домой в гневе:
«Что случилось?» После того, как ребенок расскажет ситуацию, можно предложить объятие вместе с фразой: «Это сложно. Я здесь для тебя. Давай разберемся вместе».
Такой подход подчеркивает важность как физической, так и вербальной поддержки.
3. Ребёнок часто кричит и плачет и не всегда понятно почему:
Дети, испытывающие сильные отрицательные эмоции, нуждаются в том, чтобы их чувства были приняты. В этой ситуации дети часто могут «подсесть» на физический контакт и добиваться от родителей именно этого своим криком.
Поэтому сначала родитель может сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Покажи мне, как ты себя чувствуешь». Это дает возможность ребенку раскрыть свои эмоции, не подавляя их.
Каждый ребёнок уникален, и родители должны быть готовы к тому, что иногда лучше всего просто находиться рядом. Фраза «Я здесь, ты не один» может стать больше поддержкой для ребенка, когда он находится в эмоциональном конфликте.
Это дает возможность понять, что он может смело выражать свои переживания, а объятия будут более уместны, когда он сам их попросит, получив предварительное вербальное подтверждение.
Помните, что предоставление ребенку выбора и принятие его решений — это то, что помогает ему чувствовать себя более уверенным в своих эмоциях, и, в конечном итоге, ваш цель — помочь ему научиться управлять своими чувствами самостоятельно
Рекомендуем к прочтению: Что стоит за детской ложью: психология обмана у детей

Попробуйте неделю бесплатно
