Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?
Дата публикации
20 августа 2025
12 мин
Психология

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

Содержание:

«Я начну жить после экзаменов…»
«Когда закончу школу — вот тогда…»
«Поступлю в универ, уеду, и всё изменится…»

Знакомо?

Если ваш подросток всё чаще говорит подобное, не радуется даже хорошему, теряет интерес к хобби, прокрастинирует, хотя вроде бы «не ленивый» — возможно, речь идет о синдроме отложенной жизни (СОЖ). Он всё чаще встречается у подростков, особенно у чувствительных, умных и перегруженных ожиданиями детей. И это не просто лень — это способ психики справляться с тревожной реальностью.

Что такое синдром отложенной жизни?

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

Синдром отложенной жизни (англ. FOBO — Fear of Better Options, «страх упустить лучшие варианты») — это психологическое состояние, при котором человек откладывает принятие решений, действия и даже радости, потому что надеется: в будущем всё будет лучше. Но это будущее так и не наступает, а жизнь проходит мимо.

У подростков синдром отложенной жизни особенно опасен, потому что:
• они еще не выбрали путь;
• они ждут разрешения действовать от взрослых;
• они чувствуют тревогу за будущее, но не имеют ресурсов повлиять на него.

Признаки синдрома отложенной жизни у подростков

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

Как понять, что ваш ребенок — не просто устал, а действительно «откладывает жизнь»?

  • Часто говорит: «потом», «не сейчас», «когда-нибудь»;
  • теряет интерес к хобби, друзьям, даже любимым вещам;
  • не радуется настоящему — даже праздники вызывают раздражение;
  • много прокрастинирует, но потом мучается от чувства вины;
  • сравнивает себя с другими и думает, что «упустил» что-то;
  • боится принимать решения: даже выбрать кружок — проблема;
  • жалуeтся на бессмысленность: «А зачем вообще всё это?»

Иногда это состояние маскируется под «всё нормально». Ребенок сидит в TikTok или YouTube, внешне спокоен, но если заглянуть глубже — он в изоляции, в мыслях о будущем, которого боится.

Почему подростки не живут настоящим?

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

1. Страх неудачи
Подросток не хочет действовать, потому что боится выбрать не тот путь. Он думает: «А вдруг я сейчас начну рисовать, а потом пойму, что надо было учить программирование?»

2. Чрезмерные ожидания и давление
Школа, экзамены, конкуренция, соцсети, «успешные» ровесники — всё это создает ощущение, что нужно быть идеальным. В итоге ребенок замыкается: лучше не делать ничего, чем ошибиться.

3. Отсутствие «здесь и сейчас»
Психика подростка — это качели между детством и взрослостью. Он часто мечтает, сравнивает, планирует, но не умеет быть в моменте. А взрослые нередко подкрепляют это установками: «Главное — ЕГЭ, а потом заживёшь».

4. Неумение мечтать по-настоящему
Сегодня подростков часто учат быть «практичными», «успешными», «целеустремленными». Но мечты без KPI, как ни странно, формируют личность. Без них остаются только тревожность и выгорание.

Как помочь подростку выйти из синдрома отложенной жизни?

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

Вот советы, которые работают.

1. Не обесценивайте тревоги ребенка.

Фразы вроде «все так живут», «не драматизируй», «прекрати ныть» не лечат, а усугубляют отчуждение. Вместо этого — дайте подростку право на сомнения:
«Да, страшно. Я тебя понимаю. Хочешь — обсудим?»

2. Помогите назвать чувства.

Подростки часто не умеют различать эмоции. Задайте вопросы:
• «Ты злишься или тебе грустно?»
• «Что именно тебя тревожит?»
• «Когда ты в последний раз чувствовал себя радостным?»

Осознанность — первый шаг к выходу из ментального тоннеля.

3. Научите быть в моменте.

Включите «здесь и сейчас» — это может быть утренний чай, прогулка, музыка без экрана, поход без цели. Даже короткий разговор о том, что нравится прямо сейчас, возвращает к жизни.

4. Сфокусируйтесь не на успехе, а на процессе.

Вместо:
«Ты поступишь, и всё будет хорошо»,
скажите:
«Мне нравится, как ты стараешься. Даже если не получится — это уже твой опыт».

Успех не должен быть единственной причиной жить.

5. Давайте свободу выбора.

Даже маленькую: пусть сам выберет кружок, книжку, одежду, способ отдыха. Важно не то, что он выбрал, а то, что он решил сам. Это формирует автономию и снижает FOBO.

6. Помогите мечтать, а не планировать.

Задайте вопрос:
«Что бы ты хотел, если бы не было страха ошибиться?»
И не исправляйте, не направляйте — просто слушайте. Это упражнение на внутреннюю свободу.

7. Покажите свой пример настоящей жизни.

Если взрослый всё время говорит:
«Я бы на море поехал, но надо работать»,
«Я бы рисовала, но у меня дети», —
подросток усваивает: жизнь — это потом.

Начните с себя: включите что-то радостное в свою жизнь прямо сейчас. Подросток — тонкий наблюдатель. Он заметит.

Когда стоит обратиться к психологу?

Синдром отложенной жизни у подростков: почему дети не живут настоящим и как им помочь?

Если вы видите, что:

  • подросток всё чаще замыкается в себе;
  • избегает даже радостных событий;
  • страдает бессонницей, тревожностью;
  • теряет аппетит и интерес к жизни, —

тогда помощь специалиста необходима.

Жизнь — это не проект, а опыт

Синдром отложенной жизни у подростков — это крик о помощи. Это не про лень и не про бунт. Это про растерянность, давление, страх. Но самое главное — это исправимо.

Если рядом есть взрослый, который говорит:
«Ты уже имеешь право жить. Не потом. Сейчас», —
подросток начнет возвращаться к себе.

Если ваш ребенок переживает сложности с самооценкой, мотивацией или поиском себя — наши онлайн-курсы и консультации психологов помогут. Это поддержка, которая рядом, даже если вы в разных городах.

Советуем к прочтению:

Image by freepik

Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Дарья Бурякова
Педагог начальных классов и специалист по инклюзивному образованию, тьютор/куратор
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
20 августа 2025
Автор публикации
Дарья Бурякова
Педагог начальных классов и специалист по инклюзивному образованию, тьютор/куратор
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Похожие статьи
    Адаптация первоклассников: с какими трудностями сталкиваются родители в первые месяцы школы
    Фейки, сливы, дипфейки: как подростку не попасть на манипуляции в сети
    Цифровая зависимость у детей: как сократить экранное время без скандалов
    Нейроотличные дети: как распознать и помочь школьнику в учёбе
    Воспитание без крика: что делать, если ребёнок не слушается? Реальные советы!
    Самостоятельность ребёнка: этапы формирования и советы для родителей
    Ребёнок выводит из себя? Как успокоиться и сохранить близость
    Что такое инфантилизм и почему современные подростки не хотят взрослеть
    Зависимость у подростков: 8 тревожных признаков, которые должен знать каждый родитель
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Как подготовиться к ЕГЭ за 6 месяцев
    Онлайн-школа и закон: что говорит закон, договор со школой и права родителей
    Стихотворения Некрасова: школьная программа, темы и разбор
    Нужен ли в российских школах 12-й класс: мнения учителей, депутатов и врачей
    Должны ли родители проверять домашку у ребёнка
    Как стать уверенным в себе: практика и лайфхаки от психолога
    Нобелевская премия: история, категории и факты, которые пригодятся школьнику
    Семейное обучение в Москве: куда отдать ребёнка — обзор 8 сильных школ
    Как заработать деньги школьнику