Каким критериям (установленным требованиям) должна соответствовать онлайн-школа?
Критериев (требований), которым должна соответствовать онлайн-школа при осуществлении своей образовательной деятельности, нормативными правовыми актами установлено так много, что за раз сложно их все перечислить в одном ответе.
Тематически основные из них можно разделить на следующие виды:
- Требования к приему на обучение (Порядок приема на обучение, утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458)
- Требования по соблюдению Правил оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441
- Требования по соблюдению Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629
- Требования по соблюдению информационной открытости, установленные Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Требования по соблюдению Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
- Санитарно-эпидемиологические требования и правила (санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
- Лицензионные требования (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности")
Постараюсь кратко раскрыть содержание наиболее важных для учеников и их родителей (законных представителей) требований к деятельности онлайн-школ.
I. Требования к приему на обучение При приеме на обучение в онлайн-школу вас должны ознакомить с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательной деятельности (при наличии), общеобразовательными программами, документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности ученика и родителей (законных представителей)
II. Требования по соблюдению правил оказания платных образовательных услуг При оказании платных образовательных услуг между вами и онлайн-школой должен быть заключен в письменном виде договор об оказании платных образовательных услуг, в соответствии с условиями которого онлайн-школа должна обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
До заключения договора и в период его действия вам должна быть предоставлена достоверная информацию об онлайн-школе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.
Локальным нормативным актов онлайн-школы должны быть установлены основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг и доведены до вашего сведения.
Онлайн-школа должна соблюдать требование о запрете увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.
В договор, заключаемый между вами и онлайн-школой, недопустимо включать условия, которые ограничивают права учеников или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании.
III. Требования по соблюдению порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Расписание занятий должно учитывать пожелания учеников, их родителей (законных представителей) и возрастные особенности детей.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ должна осуществляться специалистами - лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям.
IV. Требования по соблюдению информационной открытости
Онлайн-школа должна соблюдать требование Закона об образовании в РФ об открытости и доступности информации и размещать на своем официальном сайте сведения, перечисленные в статье 29 названного закона, в том числе - о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях, о представительствах и филиалах, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о структуре и об органах управления, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, предусмотренных соответствующей образовательной программой, о языках образования, о федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях и другие.
V. Требования по соблюдению порядка организации и осуществления образовательной деятельности Если онлайн-школа осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам, разработанным ею самостоятельно, то такие программы должны соответствовать ФГОС (федеральным государственным стандартам).
Образовательная недельная нагрузка должна распределяться равномерно в течение учебной недели, и соответствует ее объем в течение дня должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам, гигиеническим нормативам.
Учебный план общеобразовательной программы онлайн-школы должен определять перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации.
VI. Санитарно-эпидемиологические требования и правила
Онлайн-школа должна разъяснить родителям сведения о том, что при дистанционном обучении:
- использование мобильных средств связи (телефонов) для образовательных целей не допускается;
- организация рабочих мест учеников должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см, использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
- при необходимости использовать наушники, время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.
- ноутбук, компьютер или планшет следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено.
- при использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя
- в помещении, где организовано рабочее место ученика с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности.
В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
VII. Лицензионные требования
Образовательная деятельности должна осуществляться онлайн-школой по образовательным программам, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Онлайн-школой должно соблюдаться лицензионное требование о наличии в соответствии со статьей 16 Закона об образовании в РФ условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы и обеспечивают освоение учениками образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.