Что говорят исследования о социализации детей?
Процесс социализации не связан с ежедневным посещением школы
К такому выводу пришли ещё в 1986 году. Учёные, исследовавшие социальные навыки детей на дистанционном обучении и детей-школьников, получили данные, которые доказывали: умение общаться и налаживать коммуникацию не связана с регулярным посещением школы.
Единственным фактором различия стал факт о том, что дети-хоумскулеры намного менее зависимы от мнения сверстников о себе, нежели их ровесники, обучающиеся очно.
Ключевой показатель способности ребёнка к социальному взаимодействию — уровень самоуважения
Об этом говорят современные специалисты: педагоги и психологи.
Поэтому совершенно не обязательно проходить «школу жизни», которую проходили многие взрослые в школе. Главное, чтобы ребёнок осознавал свою самоценность и умел выражать своё мнение. Чтобы это сформировать, достаточно с уважением относиться к мнению и словам ребёнка.
Большинство детей на семейном образовании имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники — показывают современные американские исследования
Исследования 200 детей, обучающихся дома, показало: 90 % детей имеет устойчивый уровень самоуважения и только у 10% этот уровень опускает ниже среднего показателя.
«В государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости»
К такому выводу в 1992 году пришёл Томас Смедли, который провёл исследование и написал диссертацию по теме «Социализация детей, получающих семейное образование».
Томас провёл оценку навыков общения, уровня социализации и повседневных навыков детей из двух разных категорий — хоумскулеров и школьников. Смедли получил шокирующий результат: уровень социальной зрелости детей на семейном образовании на 57% выше, чем у школьников.
У детей на семейном образовании меньше поведенческих проблем
Об этом говорит исследование Ларри Шайерса, проведённое в 1992 году.
Это связано с тем, что эти дети склонны подражать своим родителям, в отличие от школьников, подражающих преимущественно сверстникам-одноклассникам.
Шайерс приходит к выводу: «Как представляется, результаты демонстрируют, что социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками»
«Сегодня это больше не проблема. Все исследователи говорят о хорошем развитии детей»
Так написала доктор Сьюзен МакДауэлл в 2004 году в обзоре исследований по проблеме социализации детей, получающих семейное образование, изучив подробно всю литературу по данному вопросу.
Нам также важно отметить, что традиционная школа всегда реализует две функции: образовательную и функцию социализации. Поэтому, когда вы выбираете формат семейного образования и онлайн-обучения, помните, что социализация ребёнка может проходить в других местах и в другое время: в библиотеке, на прогулках, на праздниках, секциях, кружках по интересам — где угодно.