Личные границы ребенка. Советы родителям
«Не трогай меня! Не подходи»
«Я хочу побыть один!»
«Почему вы всё время лезете ко мне со своими расспросами?»
Не только так, но и молча, взглядом, жестом, своим поведением ребёнок в разном возрасте может показывать, что ему плохо. Может кричать и падать на пол, толкать — если совсем маленький, постарше может уходить и хлопать дверью, в школьный период может делать всё то же самое или просто быть самим «плохим» и непослушным учеником на свете. Что это? Откуда это берётся и что с этим делать?
Часто родители, отчаянно стараясь найти ответ на этот вопрос, ещё больше стараются, ещё активнее включаются в ребёнка и его дела, начинают себя винить. И также часто это только усугубляет ситуацию.
Если в действительности так происходит, значит, причина поведения ребёнка может скрываться в недостатке личного пространства.
У каждого человека есть право на личные границы, и все мы знаем, что нужно их уважать. Многие люди самостоятельно устанавливают их: как можно и как нельзя общаться, что допустимо в общении, какие слова и фразы можно использовать, а какие темы задевают, насколько можно участвовать в вопросах личной жизни, насколько можно давать советы и т. д.
Детям устанавливать границы бывает намного сложнее, потому что они сами только набираются опыта и могут не понимать до определённого времени, что вообще это личное пространство нужно. Взрослым также сложно понять, что у ребёнка есть пространство, и это абсолютно понятно, ведь когда он маленький, мама необходима ему, как воздух, и ему совсем не хочется отделяться.
Вовремя обнаружить, что твой ребёнок вырос и нуждается в самостоятельности, действительно бывает очень сложно. Но на самом деле личные границы в общении с ребёнком важно соблюдать с самого рождения и тогда процесс сепарации будет проходить намного мягче.
Что это за границы?
- Кормить ребёнка только тогда, когда он сам этого хочет, не заставляя;
- Прислушиваться к ребёнку, когда он что-то просит;
- Не засталять и не принуждать ни к чему;
- Предоставлять право выбора.
Даже самый маленький человек уже может определить, чего он хочет, а чего — нет. Да, возможно, этот выбор, который он совершает, не будет самым правильным, продуманным и чётко спланированным, но зато ребёнок будет набираться опыта, а также будет чувствовать, что его слышат и пытаются понять.
Когда ребёнок растёт, потребности его увеличиваются. Желания растут, повышается уровень критичности ко всему окружающему. Поэтому принципы свободного общения, заложенные в детстве, становятся ещё актуальнее.
Но даже если в младенческом и дошкольном возрасте ребёнок ещё не старался осознать свои границы, ему очень важно постараться узнать это про себя в дальнейшем.
Почему личные границы важны?
Потому что ребёнок общается не только с родителями, которые могут автоматически бережно относиться к нему, но и с другими взрослыми людьми и сверстниками, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. В мире ребёнка может быть много людей, которые не будут соблюдать границы, если они не установлены. Это может привести к эмоциональному истощению, психологическим травмам, травле в школе, к неуважительному отношению со стороны преподавателей и, как следствие, к низкой самооценке.
Как помочь ребёнку осознать и установить границы?
Соблюдать их в общении с ребёнком
- Каждый человек имеет право побыть наедине с собой и провести время в одиночестве;
- Каждый человек имеет право на отдых;
- Каждый человек может быть в плохом самочувствии и настроении и может сказать, что сейчас не готов быть продуктивным;
- Каждый человек имеет право на своё личное мнение.
Всё это применимо и работает с людьми любого возраста и роста. Просто кому-то нужна помощь, чтобы научиться говорить об этом.
Предоставить свободу выбора
Даже годовалый ребёнок может выбрать из двух штанов одни, в которых он хочет пойти на улицу. Взрослый только должен предоставить варианты, которые устроят его в любом случае.
Поэтому не бойтесь говорить с ребёнком о том, что он хочет.
Дать право на «нет»
Возможность сказать «нет» и быть услышанным подарит ребёнку уверенность в том, что всё-таки что-то он тоже может решать в своей жизни. Так формируется самостоятельность.
Снизить уровень гиперконтроля
Конечно, это нужно только там, где он уже есть. Как это проверить? Если ребёнок может справиться самостоятельно и при этом останется в безопасности, значит, можно предоставить ребёнку делать это самому.
Многие родители до 11 класса проверяют уроки в страхе, что он не справится, забудет, не успеет, не захочет их делать. Однако мотивация к занятиям и домашкам, как правило, не появляется всё равно.
Как правило контроль в таких ситуациях нужен совсем не ребёнку.
Уважение себя как личности способствует гармоничному развитию ребёнка, чувству уверенности в своих действиях, развитию навыков самоорганизации и самоконтроля. Так человек может стать более полноценным. А дети — это такие же люди, как и взрослые, которые тоже хотят быть услышанными и иметь свою точку зрения.