Геймификация в образовании: Как превратить урок в игру?
Содержание: Геймификация в образовании: Как превратить урок в игру?
- Основы геймификации: Три составляющие игры
- Стереотипы о геймификации: Преимущества и недостатки
- Преимущества геймификации
- Недостатки геймификации
- Как внедрить геймификацию в образование ребёнка?
Современное образование становится всё более компьютеризированным и непохожим на то, что было 10-15 лет назад. Для бабушек и дедушек и вовсе новые образовательные платформы кажутся чем-то вовсе далёким, и даже больше похожим на игру, нежели на серьёзный учебный процесс. Вопреки мнению, что сочетание игры и учёбы не улучшает мотивацию и дисциплину, современные исследования доказывают обратное — учёба идёт легче, а значит и продуктивнее.
Даже взрослые нередко прибегают к геймификации в образовании, например, популярное приложение для изучения английского языка с совёнком. Возможность получить бонусы за усердный труд, аватары, очеловечивание диалогов и заданий помогают пользователям быстрее окунуться в языковую среду и стереть языковой барьер. Как сделать образование ребёнка более интересным и увлекательным, чтобы оно приносило удовольствие мы рассмотрим далее.
Основы геймификации: Три составляющие игры
Чтобы создать оптимальное поле для развития и отдыха в геймификации соблюдаются три базовые составляющие. Учитывание трёх позиций делает процесс обучения более адаптивным для восприятия, а компьютеризация не отвлекает, а фокусирует на главных задачах.
Составляющая № 1: Легенда
Сценарий и персонажи помогают человеку не чувствовать себя некомфортно в цифровом пространстве. Наличие личностей, которые могут выразить цифровую поддержку, с которыми можно посоперничать или просто получить обратную связь делает образовательную функцию более очеловеченной, а значит более продуктивной.
Составляющая № 2: Постановка цели
Наглядность — основа в достижении результата. Причина, почему дети быстро утомляются от любимого хобби — отсутствие быстрого результата. Геймификация даёт возможность отследить самые первые шаги и увидеть в проекции времени свой личностный рост. Для сохранения мотивации каждый новый шаг фиксируется и изображается с помощью графиков, диорам и очивок, как в компьютерных играх.
Составляющая № 3: Коммуникация
Одиночное изучение может быть довольно односторонним и быстро утомлять, так как лучше всего человек развивается в социуме. Цифровая коммуникация между участниками даёт возможность делиться наработками и достижениями, получать дополнительную мотивацию и заводить новых друзей в режиме онлайн.
Стереотипы о геймификации: Преимущества и недостатки
Самый главные стереотипы о геймификации — возрастное ограничение и невозможность применить игровую форму для ряда дисциплин. Рассмотрим все мифы и разберёмся, стоит ли пробовать такой формат вашему ребёнку или нет.
Стереотип 1: Точные науки никак не геймифицировать
Довольно распространённый миф, который абсолютно не имеет ничего общего с действительностью. Изучать через игровые формы можно даже высшую математику, главное — найти формат, который будет соответствовать ожиданиям учеников. Следует помнить, что цифровое пространство — часть жизни, её репрезентация, а значит, в ней можно сделать всё под персональные потребности каждого человека.
Стереотип 2: Взрослым игры не нужны
Перед ОГЭ и ЕГЭ ученики испытывают сильнейший стресс, но редко прибегают к игровым форматам повторения информации или даже подготовки к экзаменам. Причина — «несолидность» такого подхода. Нередко существует высмеивание тех людей, которые во взрослом возрасте продолжают детские хобби. Подростки также чувствуют давление и избегают игровых форм. На самом же деле излишнее усложнение попросту не имеет смысла, так как главное — результат, а не то, насколько сложный был путь к его достижению.
Стереотип 3: Излишняя геймификация приведёт к снижению интеллекта
Каждый новый формат обучения изначально пугает, особенно тем, что он вытеснит другие, более привычные способы учёбы. Если обучение и игра гармонизированы, то они не приносят вред, а умеренно помогают достичь своей цели. Миф о снижении интеллекта сохранился с 2000-х, когда первые мобильные телефоны считали вредными и старались не держать их возле себя во время сна. Цифровизация не снижает интеллект, напротив, она его дополнительно стимулирует.
В превращении уроков в игру есть преимущества и недостатки, которые следует учесть перед тем, как выбирать этот формат:
Преимущества геймификации:
- Право на ошибку. В офлайне совершение ошибки сопряжено со стрессом и неприятными эмоциями, а в онлайне можно уделить время на исправление без паники и спешки.
- Зона комфорта. Геймификация позволит испытывать удовольствие от учёбы в комфортной среде. Формат игры расслабит ученика и позволит не только сосредоточиться на учёбе, а и распределить нагрузку равномерно.
- Эмоциональный отклик. В онлайне можно найти поддержку от единомышленников, заниматься вместе с людьми по всему земному шару и даже найти друзей.
- Результативность. Через игры можно раскрыть больший потенциал, так как нет и страха ошибки и давления общества. Собственный ритм даёт больше сосредоточения на личной цели без негативного подкрепления.
Недостатки геймификации:
- Смещение традиционных форм. Полный переход на цифровые платформы может снизить сосредоточенность на офлайн-форматах, например, на лекциях или дискуссионных платформах.
- Проблемы в офлайн-общении. При перегруженной работе в онлайне могут пострадать навыки реального общения. Для того, чтобы избежать этого, следует распределять нагрузку правильно.
- Система поощрений. В онлайне ребёнок получает бонусы, электронные подарки, а в реальной жизни такого яркого поощрения не будет. Этот недостаток может отразиться на самооценке.
Как внедрить геймификацию в образование ребёнка?
Для того, чтобы модернизировать учёбу ребёнка можно использовать несколько интересных вариантов:
- Онлайн-школа. В «Онлайн-школе» геймификация — неотъемлемая составляющая учебного процесса. Ученики видят свои результаты пошагово в личном кабинете. На тематических курсах дети находят лучших друзей и получают бесценные навыки общения.
- Приложения и программы. В интернете немало вариантов для внедрения геймификации. Например, приложения, где за концентрацию можно вырастить виртуальное дерево, или сайты, где за каждый новый этап можно получить необычную награду. В одной из наших статей мы описывали приложения по биологии, которые помогут в изучении биологии.
- Совсем недавно «Онлайн-школа» открыла бесплатный доступ к базе школьных знаний. Воспользоваться библиотекой знаний могут все без исключения школьники России. Получить бесплатный доступ можно, скачав мобильное приложение (для IOS, для Android) и пройдя простую регистрацию.
- Онлайн-курсы. Самый доступный и сдержанный вариант, который подойдёт и взрослым, и детям. На курсах можно научиться чему-то новому, усилить мотивацию, получить обратную связь от куратора или участников.
Переход к геймификации не должен пугать вас, ведь цифровизация — естественный процесс, который расширяет свои горизонты ежедневно. Сопротивляться прогрессу или стать его частью — решение персональное, главное, чтобы оно было взвешенным и приносило должную пользу вашему перспективному ученику.