Назад
7 марта 2025 г.

Блуждание ума, или как удержать внимание младших школьников на уроке

Блуждание ума, или как удержать внимание младших школьников на уроке
Даже самые заинтересованные в учебе дети на уроках могут отвлекаться на посторонние мысли и внешние факторы. Причем это совершенно не зависит от увлекательности темы занятия и степени усталости.

К такому выводу пришли исследователи из Королевского университета в Белфасте. Свою гипотезу ученые проверили в ходе любопытного эксперимента, о результатах которого мы сейчас расскажем.

Как проверяли внимание?

На онлайн-уроке группе из 60 детей в возрасте 8-9 лет рассказывали две истории: о вымершем виде динозавров и жизни древнеегипетского фараона. Оба повествования прерывали восемь раз, во время пауз же спрашивали, о чем размышляют в этот момент школьники. На выбор детям предлагали четыре варианта ответов: только о содержании рассказа;

  • о вопросах, не относящихся к теме;
  • о вещах, связанных с темой повествования;
  • о факторах окружающей обстановки.

После занятия детей дважды тестировали на усвоение информации — в день урока и через неделю. Также школьников просили рассказать, увлекли ли их рассказы и насколько интересны сами темы повествования в принципе.

Блуждание ума в цифрах

Юные участники эксперимента рассказали, что уходили в собственные мысли в 24% случаев. При этом большинство учащихся отвлекались на совершенно посторонние размышления (9,5%), немногим меньше школьников сбивали внешние факторы (9%). Еще 5,5% опрошенных в своих мыслях углублялись в тему повествования, теряя основную нить рассказа.

Что касается запоминания информации, его уровень был самым низким в группе детей, отвлекавшихся на посторонние темы.

Кроме того, ученые выяснили, что блуждание ума одинаково часто происходило как в начале занятия, так и в конце. Это значит, что утрата интереса к теме к теме урока никак не связана с усталостью. А еще исследование показало, что даже самые увлеченные темой урока дети отвлекались не меньше, чем остальные.

Таким образом, дети просто отвлекаются, независимо от степени заинтересованности или еще каких-то факторов. Это, в свою очередь, негативно влияет на запоминание и учебный процесс в целом.

Как удержать внимание?

Проблема отсутствия вовлеченности детей на уроках известна, наверное, каждому педагогу. Кто-то воспринимает эту ситуацию как данность, другие же стараются менять тактику преподавания и использовать небольшие хитрости для привлечения внимания. Какие же? Расскажем о самых простых техниках:

  1. Внезапный вопрос. Если по ходу повествования педагог будет в тему задавать неожиданные и интересные вопросы, это поможет удержать внимание школьников.
  2. Смена интонаций. Это уже из области ораторского искусства. Учитель, владеющий голосом и умеющий менять интонации повествования, способен привлекать и удерживать внимание аудитории довольно долго.
  3. Фокус на детали. Чаще всего на уроках литературы, к примеру, дети разбираются в хитросплетениях взаимоотношений героев произведения, анализируют посылы автора. Это утомляет. Интерес в такие моменты может вернуть фокус на незначительные детали. Что было надето на главном герое? А что интересного еще случалось в том месте, где происходят события рассказа? И так далее.
  4. Аудио- и видеоэффекты. Можно включить фоном соответствующее звуковое сопровождение. Или показать детям отрывок из экранизации произведения, исторической хроники и тому подобное.
  5. Непосредственное участие. Привлекайте детей к активному участию в занятии. Это могут быть как дискуссионные группы, так и простенькие театрализованные постановки по теме урока.

Если пользоваться этими рекомендациями хотя бы периодически, дети точно перестанут спать на уроках. Педагогу тоже будет гораздо комфортнее работать в условиях заинтересованности учеников в предмете и материале. Тогда и случаи блуждания ума сведутся к минимуму.

Image by freepik