К такому выводу пришли исследователи из Королевского университета в Белфасте. Свою гипотезу ученые проверили в ходе любопытного эксперимента, о результатах которого мы сейчас расскажем.
Как проверяли внимание?
На онлайн-уроке группе из 60 детей в возрасте 8-9 лет рассказывали две истории: о вымершем виде динозавров и жизни древнеегипетского фараона. Оба повествования прерывали восемь раз, во время пауз же спрашивали, о чем размышляют в этот момент школьники. На выбор детям предлагали четыре варианта ответов: только о содержании рассказа;
- о вопросах, не относящихся к теме;
- о вещах, связанных с темой повествования;
- о факторах окружающей обстановки.
После занятия детей дважды тестировали на усвоение информации — в день урока и через неделю. Также школьников просили рассказать, увлекли ли их рассказы и насколько интересны сами темы повествования в принципе.
Блуждание ума в цифрах
Юные участники эксперимента рассказали, что уходили в собственные мысли в 24% случаев. При этом большинство учащихся отвлекались на совершенно посторонние размышления (9,5%), немногим меньше школьников сбивали внешние факторы (9%). Еще 5,5% опрошенных в своих мыслях углублялись в тему повествования, теряя основную нить рассказа.
Что касается запоминания информации, его уровень был самым низким в группе детей, отвлекавшихся на посторонние темы.
Кроме того, ученые выяснили, что блуждание ума одинаково часто происходило как в начале занятия, так и в конце. Это значит, что утрата интереса к теме к теме урока никак не связана с усталостью. А еще исследование показало, что даже самые увлеченные темой урока дети отвлекались не меньше, чем остальные.
Таким образом, дети просто отвлекаются, независимо от степени заинтересованности или еще каких-то факторов. Это, в свою очередь, негативно влияет на запоминание и учебный процесс в целом.
Как удержать внимание?
Проблема отсутствия вовлеченности детей на уроках известна, наверное, каждому педагогу. Кто-то воспринимает эту ситуацию как данность, другие же стараются менять тактику преподавания и использовать небольшие хитрости для привлечения внимания. Какие же? Расскажем о самых простых техниках:
- Внезапный вопрос. Если по ходу повествования педагог будет в тему задавать неожиданные и интересные вопросы, это поможет удержать внимание школьников.
- Смена интонаций. Это уже из области ораторского искусства. Учитель, владеющий голосом и умеющий менять интонации повествования, способен привлекать и удерживать внимание аудитории довольно долго.
- Фокус на детали. Чаще всего на уроках литературы, к примеру, дети разбираются в хитросплетениях взаимоотношений героев произведения, анализируют посылы автора. Это утомляет. Интерес в такие моменты может вернуть фокус на незначительные детали. Что было надето на главном герое? А что интересного еще случалось в том месте, где происходят события рассказа? И так далее.
- Аудио- и видеоэффекты. Можно включить фоном соответствующее звуковое сопровождение. Или показать детям отрывок из экранизации произведения, исторической хроники и тому подобное.
- Непосредственное участие. Привлекайте детей к активному участию в занятии. Это могут быть как дискуссионные группы, так и простенькие театрализованные постановки по теме урока.
Если пользоваться этими рекомендациями хотя бы периодически, дети точно перестанут спать на уроках. Педагогу тоже будет гораздо комфортнее работать в условиях заинтересованности учеников в предмете и материале. Тогда и случаи блуждания ума сведутся к минимуму.