«Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся постоянными повторяющимися ошибками, обусловленными несформированностью психических функций», — объясняет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
И это состояние само не пройдет. Его нужно корректировать. Как это делать? Об этом сегодня и расскажет Кира Владимировна.
Виды нарушений и чем они опасны
Нарушения письма в разной степени — достаточно распространенная проблема у детей в начальной школе. И хотя часто родители говорят, что письмо не так уж и важно в век цифровых технологий, правы они лишь отчасти.
«Любые нарушения письма отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. В целом нарушение письма отрицательно влияет на формирование личности ребенка и особенности его эмоционально-волевой сферы», — предупреждает специалист.
Какими же бывают нарушения письменной речи? Разбираемся:
• неверное звукопроизношение. То есть дети записывают слова так, как их произносят. В этом случае для начала нужно скорректировать звукопроизношение, а потом уже заниматься письмом;
• замена одной группы букв на другую. Например, шипящие на свистящие;
• недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Эта проблема обычно обнаруживается после 3-го класса, когда школьники начинают учить правила. И вдруг выясняется, что ребенок не может писать слова по падежам или числам;
• несформированность зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением просто не могут уловить различия в нарушениях букв;
• моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями в движении руки во время письма, нарушением связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
И теперь, когда мы разобрались с видами нарушений, пора поговорить о методах их коррекции.
Кто проводит коррекционную работу?
«Коррекция нарушений письменной речи — это определенный набор методик, направленных на устранение неспособности овладеть письмом при нормальном интеллектуальном развитии ребенка», — говорит Кира Владимировна.
Как правило, к коррекционной работе привлекают нескольких специалистов — логопеда, остеопата и психолога.
В процессе работы с логопедом развиваются сенсорные функции: моторика, в том числе речевая, познавательная деятельность, память, внимание и мышление. Если подойти к делу основательно, симптому дисграфии постепенно сгладятся.
А чтобы ребенок не страдал и развивался как полноценная личность, с ним работает психолог. Его поддержка крайне важна, ведь в этот момент ребенок переносит свой положительный опыт в реальную жизнь. И он должен понимать, что все проблемы можно решить.
С чего начать? Советы родителям
И чтобы нарушения не стали серьезной проблемой, отравляющей жизнь ребенка, психолог дает родителям важные рекомендации:
-
Не игнорируйте проблему. Часто родители, видя нарушения письменной речи, начинают во всем винить педагогов. На самом деле источник проблемы может быть совершенно в другом. Например, в тяжелой беременности, сложных родах или инфекционных заболеваниях, в нарушениях психического развития и речи.
-
Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет проблему. Коррекция нужна, участвовать в ней должны профильные специалисты. Иногда это может быть не только логопед, но и ЛОР-врач или невролог.
-
Будьте терпеливыми. Часто повторяющиеся ошибки начинают раздражать родителей. Но такая реакция со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию.
-
Организуйте место для учебы ребенка. Это должно быть светлое просторное помещение, в котором ребенка ничто не будет отвлекать.
-
Избегайте переутомления. У ребенка с дисграфией навык письма еще не сформирован, поэтому продолжительные занятия могут его утомлять. Делайте паузы в занятиях.
-
Играйте. Младшие школьники лучше усваивают информацию, поданную в игровой форме. Сегодня есть много методик коррекции нарушений письменной речи с использованием ребусов, загадок и красок. Используйте их.
-
Проговаривайте проблемные слова. Важно не только объяснять значения сложных слов, но и показывать ребенку, как они произносятся правильно.
-
Читайте вслух. Развитие словарного запаса и письменной речи напрямую зависит от того, как много человек читает. Но не навязывайте чтение, подходите к этому постепенно.
-
Дайте ребенку максимум поддержки. При дисграфии у ребенка появляются сложности с учебой. Учителя постоянно высказывают замечания, одноклассники смеются. Все это снижает самооценку ребенка и внушает ему мысль, что он менее успешен, чем остальные дети.
«Только теплота и поддержка родителей может исправить или, как минимум, снизить остроту этой проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получил всю необходимую помощь, которая требуется для коррекции нарушений письменной речи. И чем раньше ребенок попадет в руки специалистов, тем быстрее проблема будет решена», — напутствует Кира Гольдштейн.
Рекомендуем к прочтению: Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?
Фото: freepik.com