Назад
9 июня 2025 г.

Дисграфия у младших школьников: как победить нарушение и начать писать правильно

Дисграфия у младших школьников: как победить нарушение и начать писать правильно
В современном мире нарушения письменной речи у детей встречаются все чаще. Есть даже специальный термин, обозначающий это явление — дисграфия. И главное коварство таких нарушений даже не в том, что ребенок будет писать с ошибками, а в наслаивании проблем с освоением остальных дисциплин. Ведь письмо — одна из основ учебы

«Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся постоянными повторяющимися ошибками, обусловленными несформированностью психических функций», — объясняет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

И это состояние само не пройдет. Его нужно корректировать. Как это делать? Об этом сегодня и расскажет Кира Владимировна.

Виды нарушений и чем они опасны

Нарушения письма в разной степени — достаточно распространенная проблема у детей в начальной школе. И хотя часто родители говорят, что письмо не так уж и важно в век цифровых технологий, правы они лишь отчасти.

«Любые нарушения письма отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. В целом нарушение письма отрицательно влияет на формирование личности ребенка и особенности его эмоционально-волевой сферы», — предупреждает специалист.

Какими же бывают нарушения письменной речи? Разбираемся:

неверное звукопроизношение. То есть дети записывают слова так, как их произносят. В этом случае для начала нужно скорректировать звукопроизношение, а потом уже заниматься письмом;

замена одной группы букв на другую. Например, шипящие на свистящие;

недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Эта проблема обычно обнаруживается после 3-го класса, когда школьники начинают учить правила. И вдруг выясняется, что ребенок не может писать слова по падежам или числам;

несформированность зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением просто не могут уловить различия в нарушениях букв;

моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями в движении руки во время письма, нарушением связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

И теперь, когда мы разобрались с видами нарушений, пора поговорить о методах их коррекции.

Кто проводит коррекционную работу?

«Коррекция нарушений письменной речи — это определенный набор методик, направленных на устранение неспособности овладеть письмом при нормальном интеллектуальном развитии ребенка», — говорит Кира Владимировна.

Как правило, к коррекционной работе привлекают нескольких специалистов — логопеда, остеопата и психолога.

В процессе работы с логопедом развиваются сенсорные функции: моторика, в том числе речевая, познавательная деятельность, память, внимание и мышление. Если подойти к делу основательно, симптому дисграфии постепенно сгладятся.

А чтобы ребенок не страдал и развивался как полноценная личность, с ним работает психолог. Его поддержка крайне важна, ведь в этот момент ребенок переносит свой положительный опыт в реальную жизнь. И он должен понимать, что все проблемы можно решить.

С чего начать? Советы родителям

И чтобы нарушения не стали серьезной проблемой, отравляющей жизнь ребенка, психолог дает родителям важные рекомендации:

  1. Не игнорируйте проблему. Часто родители, видя нарушения письменной речи, начинают во всем винить педагогов. На самом деле источник проблемы может быть совершенно в другом. Например, в тяжелой беременности, сложных родах или инфекционных заболеваниях, в нарушениях психического развития и речи.

  2. Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет проблему. Коррекция нужна, участвовать в ней должны профильные специалисты. Иногда это может быть не только логопед, но и ЛОР-врач или невролог.

  3. Будьте терпеливыми. Часто повторяющиеся ошибки начинают раздражать родителей. Но такая реакция со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию.

  4. Организуйте место для учебы ребенка. Это должно быть светлое просторное помещение, в котором ребенка ничто не будет отвлекать.

  5. Избегайте переутомления. У ребенка с дисграфией навык письма еще не сформирован, поэтому продолжительные занятия могут его утомлять. Делайте паузы в занятиях.

  6. Играйте. Младшие школьники лучше усваивают информацию, поданную в игровой форме. Сегодня есть много методик коррекции нарушений письменной речи с использованием ребусов, загадок и красок. Используйте их.

  7. Проговаривайте проблемные слова. Важно не только объяснять значения сложных слов, но и показывать ребенку, как они произносятся правильно.

  8. Читайте вслух. Развитие словарного запаса и письменной речи напрямую зависит от того, как много человек читает. Но не навязывайте чтение, подходите к этому постепенно.

  9. Дайте ребенку максимум поддержки. При дисграфии у ребенка появляются сложности с учебой. Учителя постоянно высказывают замечания, одноклассники смеются. Все это снижает самооценку ребенка и внушает ему мысль, что он менее успешен, чем остальные дети.

«Только теплота и поддержка родителей может исправить или, как минимум, снизить остроту этой проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получил всю необходимую помощь, которая требуется для коррекции нарушений письменной речи. И чем раньше ребенок попадет в руки специалистов, тем быстрее проблема будет решена», — напутствует Кира Гольдштейн.

Рекомендуем к прочтению: Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?

Фото: freepik.com