Разберемся, о каких нововведениях идет речь.
Не теорией единой
В ближайшие несколько лет в ЕГЭ по ряду предметов может появиться практическая или лабораторная часть. Об этом на Всероссийской встрече с родителями рассказал глава Рособрнадзора Антон Музаев.
Речь идет в первую очередь о таких естественно-научных дисциплинах, как биология, физика и химия. Уже в марте эту инициативу обсудят в Госдуме, а там уже и до пилотного проекта в нескольких регионах дело может дойти.
«У нас уже есть практическая часть в экзамене по иностранному языку — задания, проверяющие умение говорить, слушать и слышать. Но в естественно-научных предметах все-таки должна быть лабораторная, практическая часть. Да, надо хорошо решать формулы, ориентироваться в терминах. Но очень важна практика», — пояснил Музаев.
По словам главы ведомства, практическая часть в ЕГЭ по трем названным предметам может появиться уже в течение ближайших двух-трех лет. ФИПИ уже прорабатывает эту возможность. Пока же Рособрнадзор начал оценку материально-технической оснащенности регионов. Ведь равные условия для школьников можно обеспечить только при наличии материальной базы для проведения практических занятий во всех учебных заведениях.
Бонусы за достижения
Еще одно возможное нововведение — так называемая «копилка достижений». Правда, эта идея может стать явью только к 2032–2033 годам. Речь идет про своего рода портфолио школьника, которое может дать серьезные преимущества при поступлении в вуз.
Учитывать в этой копилке планируют любые успехи учащегося в творческих и интеллектуальных состязаниях, в спорте, науке, добровольчестве и многом другом. И все набранные баллы впоследствии могут стать хорошим бонусом для абитуриента.
«Многие говорят: ЕГЭ не охватывает все умения ребенка. Но он, в принципе, и не должен этого делать. ЕГЭ проверяет знания по предмету. Чтобы раскрыть другие стороны ребенка, есть конкурсы, соревнования, увлечения. И чтобы оценить их по достоинству и не потерять при переходе из школы в вуз, мы создаем такую «копилку достижений», — отметил Антон Музаев.
Все достижения школьника будут отражаться в информационной системе оценки качества образования. Кстати, она уже создана и работает.
Напомним, что это не единственная инициатива по вопросу поощрения отличившихся школьников. Ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин уже предлагал учитывать средний балл аттестата абитуриента при поступлении в вуз. По мнению спикера парламента, такой подход позволил бы поощрить тех детей, которые стараются освоить всю школьную программу, а не только предметы для ЕГЭ. Вопрос целесообразности такого новшества пока обсуждается.
И другие нововведения
На той же встрече глава Рособрнадзора затронул и тему ОГЭ. По словам Антона Музаева, в ближайшие годы может быть изменен и формат аттестации для девятиклассников, а также порядок поступления в организации СПО.
«Отбор в техникумы не такой прозрачный и объективный, как сдача единого государственного экзамена. Этот вопрос обсуждается, и, скорее всего, в ближайшие годы форма ОГЭ, в том числе расчет оценки, применение результатов, выбора предметов, — это все, скорее всего, претерпит изменения», — заявил глава ведомства.
Музаев добавил, что нововведения будут направлены на то, чтобы при поступлении в колледж или техникум учитывалась специфика будущего обучения. Например, для инженерных специальностей будут особенно важны отметки по математике, физике и так далее.
Говоря о сроках реализации всех упомянутых предложений, глава Рособрнадзора подчеркнул, что в 2025 году никаких изменений в правилах проведения ОГЭ и ЕГЭ уже точно не будет. А обо всех возможных новшествах в длительной перспективе ведомство сообщит заранее.